19.10.2012 07:15
Рубрики
Имена
Теги
19.10.2012 07:15

Время ответственной политики Юрия Тена

Фамилия Тен в Иркутской области уже четко ассоциируется со строительством дорог, с лоббированием интересов региона в российском парламенте по развитию транспортной инфраструктуры. Юрий Михайлович Тен ворвался в российскую политику в начале 90-х, когда в стране чуть ли не каждый день происходили эпохальные события, в их эпицентре всегда оказывался человек, который по национальности был кореец, по рождению – сахалинец, а по месту прописки – иркутянин. Трижды земляки доверяли ему право представлять свои интересы в Государственной думе. Сам по себе этот факт уникальный, поскольку парламентариев-долгожителей в стране практически единицы.

За годы работы в российском парламенте Юрий Михайлович стал инициатором, автором, соавтором ряда важнейших законов, определивших на долгие годы основные направления в градостроительстве, такие, как законы об архитектурной деятельности, о товариществах собственников жилья, поправки в Основы жилищного законодательства РФ. Депутатом Теном вносились законопроекты, во многом способствовавшие тому, что дорожное строительство в России, несмотря на общее трудное положение в стране, из года в год наращивало объемы строительства и реконструкции дорог.

Первый из выживших

Родители Юрия Тена приехали на заработки в Советский Союз из голодной Кореи сразу после Великой Отечественной войны, да так и остались. Россия стала для них второй родиной. Юра родился на юге Сахалина 27 сентября 1951 года. Он был четвертым ребенком в семье, но первым, кто выжил. Выжили также родившиеся после него еще два брата и сестра. Семья жила очень бедно, едва сводила концы с концами. Отец – Тен Мун Ман – работал шофером, мать – Ким Ден Ок – занималась домашним хозяйством.

В книге «Я люблю тебя, Россия!» Юрий Тен так описывал быт семьи: «Жили мы в засыпнушке, доставшейся от японцев. Это две доски, между ними – опилки со шлаком. Сохранять тепло в таком доме трудно. Насквозь все продувало. Дров не было, уголь купить не могли. Ходили по окраинам городка и собирали палки и доски. Подбирали уголь, упавший с вагонов на железнодорожную узкоколейку. Иногда, если повезет, мы забирались на платформы и скидывали куски покрупнее».

Юра был старшим, а значит, всего надо было добиваться самому и еще помогать младшим братьям и сестренке. Он пошел в первый класс, когда ему еще не исполнилось полных шесть лет. Окончив восьмилетку, поступил в профессионально-техническое училище. В то время, как известно, учащиеся ПТУ находились на государственном содержании. Это частично облегчило трудное материальное положение семьи. С другой стороны – как у сына эмигрантов у Юрия не было советского паспорта, несмотря на то что он родился в Советском Союзе. Это приносило много ограничений. Переселенцы не имели права голосовать, служить в армии, свободно передвигаться. Едешь в соседний поселок, город – отмечайся в милиции, иначе – тюрьма. Для учебы в вузе были закрыты многие города, не каждой специальности разрешалось обучаться. Тена приняли на горный факультет политеха. Под землей никто не запрещал работать.

– Сессию сдал с грехом пополам, – вспоминал он позднее. – Не знаю, как и почему вдруг созрела во мне уверенность в необходимости остаться в Иркутске. Все-таки хотелось стать полноправным студентом Иркутского политеха. В 1973 году, когда я стал студентом очного горного факультета, мне исполнилось 22 года. В это время люди уже оканчивали вуз, а у меня все только начиналось. Именно в институте я получил навыки самообразования. Это очень помогло мне в повседневной деятельности депутата Госдумы.

Еще до того, как стать студентом, успел поработать в студенческом строительном отряде. Как правило, молодые кадры выполняли квалифицированные строительные работы – бетонные, плотницкие. Однажды его отряду поручили провести благоустройство в городке энергетиков. Это, по существу, был первый коттеджный поселок Иркутска. Стройотрядовцам оплатили из расчета 20 рублей за трудодень. За два месяца Тен получил около 1000 рублей. Половину он сразу отправил родителям. 

Опыт стройотрядов Юрий Михайлович позднее воссоздаст в ЗАО «Труд». Он был убежден, что это в них заложено великолепное воспитательное начало. Они приучали ребят с уважением относиться к труду, каждый испытывал себя на профпригодность, кого-то стройотряды спасли от пагубных пристрастий и не позволили пойти по пути преступлений.

Сильный характер, умение вести за собой, настойчивость в достижении цели – эти качества помогли ему в 1988 году собрать команду единомышленников и возглавить сначала дорожно-строительный кооператив, а потом и закрытое акционерное общество «Труд». Сегодня это мощное многоотраслевое предприятие, имеющее три основных направления деятельности: дорожное строительство, агропромышленный комплекс и гражданско-промышленное строительство. На счету компании более 700 км дорог высшей категории, в том числе 450 км федерального значения, среди которых трассы «Москва – Минск», «Москва – Хельсинки», «Москва – Харьков», «Чита – Хабаровск».

Иркутяне трижды доверяли депутатский мандат

В 1993 году иркутяне избрали Юрия Тена депутатом Государственной думы РФ и потом еще дважды, в 1995 и 1999 годах, он получал депутатский мандат. «Все его дела были направлены на то, чтобы сибирякам, иркутянам стало хоть немного легче. Его фраза: «Вкалывать надо!» в ответ на вопрос, как нам жить лучше, до сих пор в ушах, – вспоминает его жена Людмила Борисовна Тен, с которой они познакомились, будучи студентами. Она всегда была его верной спутницей и главным помощником во всех его начинаниях. В счастливом браке у них родилось трое детей – Сергей, Елена, Ива.

Каждые выборы в Госдуму для Юрия Тена становились проверкой его взаимоотношений с избирателями, эффективности работы депутата. Избирательные кампании никогда не были похожи друг на друга. Было все: давление сверху и снизу, заманчивые предложения о переходах на хорошую работу, получение высокой должности, были угрозы, выбросы компромата. Борьба шла по самым высоким ставкам. И победить в ней можно было, заручившись голосами избирателей.

За годы работы в российском парламенте Юрий Михайлович стал инициатором, автором, соавтором ряда важнейших законов, определивших на долгие годы основные направления в градостроительстве, такие, как законы об архитектурной деятельности, о товариществах собственников жилья, поправки в Основы жилищного законодательства РФ. Был председателем рабочей группы Комитета по Градостроительному кодексу.

Депутатом Теном вносились законопроекты, во многом способствовавшие тому, что дорожное строительство в России, несмотря на общее трудное положение в стране, из года в год наращивало объемы строительства и реконструкции дорог. В частности, внесенные им при обсуждении федерального бюджета-97 поправки в полтора раза увеличили доходы в федеральный Дорожный фонд, что позволило на столько же увеличить расходы бюджета на дорожное строительство. Причем это было сделано не в ущерб другим отраслям.

О его работе в Госдуме коллеги всегда отзывались с теплотой. В свое время Григорий Галазий, академик-байкаловед, почетный гражданин Иркутска, депутат Госдумы говорил о Тене: «Молодой, энергичный, настойчивый и целеустремленный политик. Им приложен максимум усилий, чтобы обеспечить решение важных для Иркутска и области проблем. В частности, благодаря его инициативе начато строительство моста через Ангару, что в наше сложное финансовое время дается далеко не каждому. Я знаю, что он сейчас прикладывает много усилий к тому, чтобы приступить к реконструкции дороги «Иркутск – Листвянка», превратить ее в современную автомагистраль. А это очень важно, поскольку дорогой пользуются десятки тысяч иркутян, а Листвянка – общепризнанный центр туризма на Байкале. Я уже не говорю о том, что Юрий Михайлович активно участвовал в принятии многострадального закона об охране озера Байкал».

Юрий Михайлович ни на минуту не забывал о том, что он защищает интересы своих избирателей в Госдуме. Офицерские семьи в микрорайоне Зеленый под Иркутском не имели крыши над головой и надежды: 72-квартирный дом и малосемейное общежитие на 250 мест заморозили: как обычно, нет денег для достройки. Тен в Минобороны написал одно обращение, потом второе, третье… Наконец чиновники дали ответ: «ввод в эксплуатацию соответственно в июне и декабре текущего года».

Кстати, Юрий Тен несколько лет был единственным корейцем в российском парламенте. И от него многое зависело в развитии дружбы и сотрудничества между Россией и Кореей. В 1997 году Юрий Тен предложил создать Институт российско-корейских отношений, учредителями которого стали видные общественные и политические деятели этих двух стран. Одним из первых проектов этого института стала программа создания Трансевразийской железнодорожной магистрали, а также партнерство в области газа и энергетики.

Колоссальная мобилизация сил, которая помогла Юрию Тену достичь высоких результатов в политике, бизнесе, общественной деятельности, к сожалению, ускоряет человеческое время. Преждевременная кончина оборвала его жизненный путь в июле 2003 года …

Дело отца продолжает его сын – Сергей Юрьевич Тен, который на сегодняшний день является заместителем председателя комитета по транспорту Государственной думы РФ. До прихода в российский парламент он возглавлял дорожно-строительное предприятие ЗАО «Труд». Сергей Тен по праву может гордиться сданными объектами: дорогой «Амур», обходом Иркутска, детским садиком и причалом в Южно-Курильске, обходом Богородицка в Тульской области и другими объектами. Как говорит сам депутат, «для кого-то жизнь – это дорога, для меня дорога – это жизнь».

Слышать голос каждого

Именем Юрия Тена названы улица в Иркутске, школа на острове Шикотан, один из перевалов автотрассы «Амур» «Чита – Хабаровск», где построена часовня Николая Чудотворца. На долгом пути с запада на восток и обратно есть место, где путники – водители-дальнобойщики, путешественники смогут попросить помощи и поддержки. Людмила Борисовна рассказала, когда освящали часовню, на нее нахлынуло много воспоминаний: «Как крестились всей семьей, впятером, в храме Рождества Христова в Москве в 2000 году. Как болел он, а я все-таки позвала батюшку, чтобы его причастить. Юра очень рассердился на меня: плохо себя чувствовал. А после исповеди и причастия был спокойным, улыбался, сказал: «Выздоровею, и мы с тобой обвенчаемся»…

Память о Юрии Тене его родные и близкие хранят в добрых делах. «Слышать голос каждого, как бы тихо он ни звучал», – это главный принцип Благотворительного фонда Юрия Тена. Ни в одном российском городе нет такого масштаба благотворительной деятельности, в которой бы настолько активно участвовали представители малого и среднего бизнеса. Традиционным в Иркутске стал благотворительный вечер с аукционом «Нота До». За пять лет его существования 320 юных музыкантов и художников получили отличные новые инструменты для творчества, съездили на творческие конкурсы, за все годы было собрано более 20 млн рублей. На последнем, пятом благотворительном аукционе «Нота До» было выручено более 10 млн рублей. В этом году аукцион впервые был тематическим – 12 сентября 2012 года на торги было выставлено 12 оригинальных стульев, предоставленных салонами мебели Иркутска, а также дополнительные лоты: меховой палантин, украшения и произведения искусства. Собранные на аукционе средства будут потрачены на приобретение инструментов для 16 детей. Они традиционно будут вручены юным дарованием в торжественной обстановке маэстро Денисом Мацуевым в конце года. А другой благотворительный аукцион «Дыхание жизни» помогает приобретать различное медицинское оборудование и лекарства, необходимые для лечения тяжелобольных детей. Многим ребятишкам Благотворительный фонд Юрия Тена подарил шанс на новую жизнь.