Обыкновенные фашисты

Братья Вокины осуждены за убийство полицейских и уроженцев южных республик

4 апреля Иркутский областной суд вынес приговор в отношении Артема и Руслана Вокиных. Братья в апреле прошлого года расстреляли экипаж ОВО иркутской полиции.

Два его сотрудника были убиты. Задержали преступников спецназовцы ФСБ И МВД в Омской области. Уже во время следствия обвиняемые признались в еще двух убийствах, совершенных ранее. Их жертвами стали уроженцы южных республик. Сами Вокины свои злодеяния оправдывают борьбой за идею построения русского национального государства. Будучи, по сути, обыкновенными фашистами, объявившие государству «партизанскую войну» преступники понесли заслуженное наказание. Старший брат проведет за решеткой остаток жизни, младший – 22 года.

Навеки 22

– Сын у нас был знаете какой, таких детей еще поискать надо. Он был очень хороший, редко такие сейчас бывают. Вы бы видели, какого ребенка мы отправили в Иркутск, и какого нам оттуда привезли, – после нескольких часов стояния в зале Иркутского областного суда мы выходим на свежий воздух вместе с Оксаной Куаткалиевой, но я не знаю, сможет ли она когда-нибудь надышаться. Только что прозвучал приговор в отношении убийц ее единственного сына. Двадцатидвухлетний младший сержант полиции Евгений Куаткалиев в родном Чунском районе служил в ОВО водителем, после сокращения штатов перевелся на эту же должность в Иркутск. 11 апреля за день до трагической гибели на улице Можайского парень позвонил домой родителям, попросил выслать документы. Он много работал и хотел еще учиться, чтобы стать кинологом.

{media:image id=”8174″}

– 23 февраля он приехал в Иркутск. А 24 февраля Вокины уже купили патроны, которыми потом расстреляют ребят. Раньше за такое преступление была смертная казнь. А сейчас на них еще деньги налогоплательщиков будут тратить. Руслану дали только 22 года. Но разве его что-то исправит? Они уже давно в этот ад вступили и не раскаиваются, – и это не просто сетование подавленной горем матери. Это объективная реальность. Братья Вокины, которые убили четырех человек и ранили еще одного, свою вину признали, но в преступлениях не раскаялись. Как отметил следователь по особо важным делам Следственного комитета Вячеслав Понамарчук, лишь по поводу убийства полицейских те «выразили сожаление». А еще две загубленные человеческие жизни для них вообще не в счет, поскольку убитые были «не славянами»…

Необъективная характеристика

«Согласно характеристике из МОУ СОШ с. Зерновое Черемховского района, в указанной школе Вокин А.В. обучался с 1 по 11 классы, за время учебы проявил удовлетворительные знания по точным предметам и хорошие по гуманитарным. Здоров, занимался в основной группе на уроках физического воспитания. Посещал спортивную секцию, возглавлял трудовой сектор, среди одноклассников пользовался уважением. К взрослым внимателен и вежлив. Не конфликтен, общителен, принципиален. За время обучения нарушений школьной дисциплины и вредных привычек не имел. В будущем мечтал стать офицером. По характеру спокойный, добрый, приветливый, всегда было много друзей», – вряд ли в такой характеристике можно увидеть хладнокровного убийцу, который одной из беззащитных жертв нанесет более 40 ножевых ранений. А сначала он решил затеять «партизанскую войну» в стране, чтобы свергнуть строй и уничтожить «оккупантов» в виде выходцев из Кавказа и Средней Азии, представителей власти, правоохранительных органов, да и всех, кто стоит у него на пути. Как-то просмотрели школьные учителя, что на самом деле творилось в душе у их «отзывчивого и доброжелательного» ученика. Его младший брат Руслан в своих показаниях прямо сообщает, что национализм стал их интересовать еще в подростковом возрасте:

«Когда нам было по 14–16 лет, к нам в руки попали листовки националистического содержания, брошюры по истории славянства. Далее мы стали интересоваться данными течениями, посредством сети интернет искали интересующую информацию. Также изучали историю славянства, разделяя отношения славян к не славянам, их идеи создания не многонационального, а исключительно русского государства. Мы начали вырабатывать свою идеологию радикальной борьбы с нерусскими в России путем их физического уничтожения, борьбы с существующим конституционным строем, нынешним руководством государства, которому безразличны русские».

Боевая подготовка в Петровке

Фашистские настроения в братьях все более усиливались, а после службы в армии только обострились. Зато с учебой и постоянным местом работы как-то у Вокиных не складывалось. А Артем никак не мог научиться нормально водить машину: это потом роковым образом скажется на судьбе погибшего полицейского экипажа. Держать руль у него получалось значительно хуже, чем нож или ружье. Это и не мудрено, подготовка к будущей «партизанской» войне велась по тем же принципам, что и в подпольных базах террористов.

– Они сами приобрели ружье «Сайга». Кроме этого у них было еще одно двухствольное охотничье ружье «ИЖ», которое они превратили в обрез. Также с помощью интернета Вокины собирали информацию об изготовлении взрывных устройств. Впоследствии были изъяты, например, канистры с напалмом, взрывчатые устройства, которые наполнялись различными поражающими элементами. К своей «партизанской» войне братья готовились серьезно, в частности, метали ножи, боролись, учили навыки выживания в экстремальных условиях, – рассказывает следователь по особо важным делам СУ СКР РФ по Иркутской области Вячеслав Понамарчук.

Занятиями рукопашным и ножевым боем, стрелковой подготовкой в деревне Петровка Черемховского района Артем Вокин занимался только с младшим братом Русланом. Они пытались распространить свои идеи среди разномастных знакомых радикалов, но по выражению одного из преступников, «поддержки и понимания не нашли, поскольку их взгляды и идеи казались слишком радикальными».

Так называемый белый террор братья решили осуществлять путем «засад, подрывов, расстрелов, захватов стратегических объектов».

Из материалов уголовного дела:

«Ближайшими целями были акции, которые требовали обеспечить финансирование для дальнейшего развития группы с помощью оружия и гранат, планировалось вычислять через местное население и через наркоманов наркоточки, наркодиллеров, нападать на них, уничтожать и заодно экспроприировать средства».

Вокины всегда оправдывали свои зверства благими целями и не гнушались поживиться за счет своих жертв. Правда, первого убитого ограбить им не удалось. Это преступление было совершено вечером 21 марта 2010 года в Иркутске на улице Красноказачьей. Беременная супруга уроженца Узбекистана позвонила мужу и попросила зайти в аптеку купить таблетки «Кетанов». Но домой он так и не вернулся. По пути мужчину случайно заметили братья Вокины, которые с рациями в руках выслеживали «объекты». Увидев узбека, «партизаны», несколько раз обгоняли его. Убедившись в том, что не ошиблись с национальной принадлежностью жертвы, Артем набросился на ни в чем неповинного человека и нанес ему многочисленные ножевые ранения, к нему присоединился со своим ножом и Руслан. После чего преступники поспешно ретировались.

– Через полчаса я стала звонить мужу на сотовый телефон. А он не отвечал. Потом мне позвонили из милиции и сказали, что его убили. У мужа не было врагов. Он был спокойный, совсем не конфликтный человек. Я не знала, кому нужно было его убивать, – скажет после на следствии жена погибшего. Это дело, кстати, не было раскрыто по горячим следам. О своем первом убийстве братья расскажут уже после ареста.

В то же время сотрудники правоохранительных органов узнают и о другом зверском преступлении, совершенном уже Артемом Вокиным единолично. В мае 2010 года он снова задумал убить человека, на этот раз выбор пал на водителя-кавказца. Злоумышленник направился в район иркутской улицы Богдана Хмельницкого, спрятав под одеждой нож и обрез.

Из материалов следствия: «14 мая 2010 года А. Вокин увидел автомашину иностранного производства марки «Тойота». На крыше автомашины были расположены «шашечки» такси желтого цвета. Времени было около 18–19 часов вечера. Таксистом этой автомашины был мужчина кавказской национальности, он был один и сидел за рулем автомашины справа. Мужчина был плотного телосложения, на вид 40–50 лет. С целью реализации своего преступного умысла Вокин сел на заднее сиденье автомашины и назвал водителю маршрут. Прибыв на место, он приказал ему положить голову на сиденье, после чего произвел выстрел. Но мужчина успел выбежать из машины. Однако Вокин догнал его и нанес множественные ножевые ранения в различные части тела». Перечисление всех этих ран заняло не одну страницу уголовного дела. Всего их будет 46(!). Убийца, по его признанию, «так увлекся», что сам порезался и вызвал для перевязки брата. Ранее они, кстати, осваивали и хирургические навыки, но, видимо, тоже не особенно успешно, поскольку преступник был вынужден обратиться с порезанной рукой в больницу. Документы водителя и машину Вокины сожгли. А тело погибшего уроженца Грузии найдут инициировавшие поиски родственники.

Путь в никуда

Криминальные психологи могут прочитать курс лекций о том, как зачастую у убийц формируется и усиливается тяга к кровопролитию. Мало кто из душегубов признается, что убивает просто потому, что нравится. Зато нередки оправдания, включающие идеи национального освобождения или борьбы со всемирным злом.

В своей «партизанской» войне, получив адреналиновую порцию первой крови, Вокины решили, что нужно дополнительно вооружить «боевую ячейку». Например, вынашивались планы нападения на стационарные посты ГИБДД с целью захвата оружия. Однако и свой арсенал уже был приличен, требовалось часть боеприпасов спрятать. В 2011 году Вокины, наконец, приобрели машину: купили старенькие «жигули» у знакомого пенсионера. Водительских прав, правда, не получили. Номеров у авто тоже не было. Но такие мелочи мало заботили преступников.

Из допросов обвиняемого Р. Вокина:

«12 апреля 2011 года возле дома № 23 по ул. 5-я Летчиков г. Иркутска он и его брат Вокин А.В. погрузили в «жигули» 5-й модели оружие, боеприпасы, бронежилет, 5-литровую канистру с напалмом. Они планировали сделать схрон, изучить местность, а также приметить различные объекты, в отношении которых можно будет в будущем проводить экспроприации. Они направились в сторону Голоустнинского тракта, проехали Дзержинск, Пивовариху, дачные поселки… Направились в сторону ул. Урожайной, где на пересечении с ул. Тувинской заметили экипаж УВО, запаниковали, занервничали, обогнали экипаж. Кроме того, ими были нарушены правила дорожного движения: на автомашине отсутствовали номера, не включали «поворотник», когда выезжали на ул. Ширямова, проехали по встречной».

О том, что произошло дальше, на следующий день стало известно из средств массовой информации. Во время погони Вокины остановили свой ВАЗ-21053 во дворе между домами № 1а и № 1 по ул. Можайского. Здесь они решили организовать засаду на полицейских. Когда во двор заехал автомобиль экипажа ОВО и из него вышли сотрудники, братья открыли по ним огонь из ружья и обреза. Атака была столь неожиданной, что милиционеры даже не успели достать оружие. Раненый в голову старший группы задержания Владимир Колесник упал возле служебной машины. Водитель Евгений Куаткалиев успел отбежать и даже встать наизготовку, но когда он потянулся за пистолетом, получил смертельный выстрел в голову. Только третий член экипажа выжил, преступники легко ранили его в руку. После убийства полицейских Вокины быстро сели в «жигули» и скрылись, правда, по пути врезавшись в столб. Для раскрытия данного преступления была создана следственно-оперативная группа из числа наиболее опытных следователей СКР, оперативных сотрудников Управления ФСБ России по Иркутской области, регионального ГУВД.

– На месте преступления были обнаружены гильзы, нож. Мы стали опрашивать свидетелей. Установили место, где Вокины на «жигулях» попали в ДТП. Эксперт сделал вывод, что разбитая фара может принадлежать автомобилю марки ВАЗ-2105 или ВАЗ-2107. Была дана ориентировка, в СМИ появилась информация. Рабочие, которые рубили лес у Голоустненского тракта, именно из средств массовой информации узнали о случившемся. И когда они нашли обгоревшую машину в лесу, сразу сообщили об этом в правоохранительные органы. После установления владельца автомобиля, а им оказался отец Вокиных, был взят его генотип, а подозреваемых объявили в розыск, – напоминает следователь Вячеслав Понамаренко.  

Обнаружили подозреваемых в Омской области в городе Тара. Туда их к своим знакомым отправил их приятель, называющий себя язычником-националистам. В задержании Вокиных участвовали бойцы спецназа МВД и ФСБ. Сначала был схвачен Руслан, который умудрился ранить ножом сотрудника милиции. Позже в лесу вертолет выследил и прятавшегося Артема.

И вот спустя почти год они выслушали приговор Иркутского областного суда. Артем Вокин 1986 г.р. и Руслан Вокин 1988 г.р. признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст. 317 УК РФ (посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов), ч. 2 ст.105 УК РФ (убийство двух и более лиц), ч. 4 ст. 162 УК РФ (разбой), ч. 1 ст. 226 УК РФ (хищение огнестрельного оружия), ч. 1 ст. 222 УК РФ (незаконное хранение, перевозка и ношение огнестрельного оружия), ч. 1 ст. 158 УК РФ (кража). Также они должны выплатить семье одного из убитых штраф 1 млн рублей. Артем Вокин приговорен к пожизненному лишению свободы. Его младший брат «в связи с молодым возрастом» – к 22 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. Он проведет за решеткой ровно столько же лет, сколько прожил сын Оксаны Куаткалиевой:

– Хотя, в общем, приговор понятен, младший брат был более подвержен влиянию старшего. Знаете, на надгробии моего сына написано: «Навеки жив, что жизнь отдал другим». Я не жалею, что Женя стал работать в милиции. А Вокиным я еще на прениях сказала, что фашизм – это путь в никуда, в тупик. Мой сын шагнул в бессмертие, а его убийцы – в ад, – Оксана Викторовна Куаткалиева и мать другого погибшего полицейского Галина Константиновна Колесник на коллегии МВД получили ордена Мужества, присвоенные их сыновьям посмертно. Имена погибших сотрудников навечно занесены в списки личного состава Иркутской полиции.