От алиментщиков до мигрантов

В 2012 году государство расширило полномочия судебных приставов

По итогам 2011 года, служба судебных приставов по Иркутской области вернула государству и гражданам порядка 5 млрд рублей долгов.

Из них на налоги, госпошлины, исполнительские сборы пришлось 1,7 млрд рублей, которые поступили в консолидированный бюджет региона. Остальные средства взысканы в пользу граждан и юридических лиц. Об итогах деятельности своего ведомства и текущих изменениях законодательства рассказал руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, главный судебный пристав Александр Воробьев.

В общей сложности в работе приставов в прошлом году находилось 1 млн 57 тыс. исполнительных производств. Больше всего долгов обычные граждане и предприниматели накопили перед кредитными организациями. По сравнению с 2010 годом

Долги выросли сразу на 4 млрд рублей и составили 14,7 млрд рублей.

Вернуть удалось только 851 млн рублей, но и это больше показателей годичной давности на 26%.

В прошлом году работодатели должны были своим сотрудникам 297 млн рублей. При помощи судебных приставов вернули 139,5 млн рублей. Предприятия ЖКХ подали на граждан 82 тыс. заявлений о долгах за квартплату на общую сумму почти 1,2 млрд рублей. 503 млн рублей было взыскано в пользу коммунальщиков.

В Управление пограничного контроля Пограничной службы ФСБ России направлено документов на 7 тыс. жителей области на временное ограничение прав выезда за пределы страны, что на 1,5 тыс. больше, чем в 2010 году. Долги «невыездных» граждан составили 3,2 млрд рублей. Из них 380 млн рублей – задолженность по алиментам, 1,6 млрд рублей – по кредитам. В прошлом году самыми злостными должниками стали два гражданина области, которые должны были по 7,6 млн рублей, но им так хотелось в Турцию и Тайланд, что долги пришлось погасить.

Согласно изменениям федерального законодательства, с 1 января нынешнего года судебные приставы могут изымать у должников все их доходы, отметил Александр Воробьев. Например, если раньше с заработной платы можно было снимать в счет уплаты долга до 70%, если это касалось алиментов, и до 50% по другим долгам, то теперь эти ограничения действуют только в отношении последнего поступления. На прежние доходы ограничений нет.

Теперь достаточно сложно будет переоформить должнику недвижимое имущество на других лиц, убеждены приставы.

– Постановления судебных приставов по наложению и снятию ареста в отношении недвижимого имущества мы в течение трех дней теперь направляем в регистрирующие органы в электронном виде. В таких условиях перерегистрировать недвижимость будет несколько проблематично, – говорит главный пристав области.

Переход на электронный документооборот и полная автоматизация труда судебных приставов – одна из главных задач текущего года, отметил Александр Воробьев. Закончено построение единой корпоративной сети между всеми отделами судебных приставов области.

С 1 января служба судебных приставов занимается выполнением постановления суда о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ. Еще в прошлом году это была обязанность органов внутренних дел. Теперь каждый регион РФ должен оборудовать свой спецприемник для незаконных мигрантов. В июле в Иркутске заработает такой спецприемник. Соответствующий закон депутаты Законодательного Собрания приняли в декабре прошлого года. Пока, по словам Александра Воробьева, судебные приставы пользуются спецприемниками ГУВД по Иркутской области в Иркутске, Ангарске, Братске и Усолье-Сибирском. С начала года 63 гражданина помещены в эти учреждения, а в конце января житель Китая и два гражданина Узбекистана были депортированы.

С 1 января судебным приставам переданы функции розыска должников по исполнительному производству. Таким образом, приставы будут заводить розыскные дела, а должники объявляться в розыск сразу по всей стране. Теперь у приставов есть право запрашивать и обрабатывать персональные данные граждан. Сотрудники полиции обязаны оказывать содействие, а сами приставы могут использовать в своей работе результаты частно-детективной деятельности. Например, если какой-то гражданин или организация намерены найти своего должника, они могут нанять частного детектива для розыска, а потом на вполне законных основаниях предоставить эти результаты приставам, чтобы уже они взыскали долг.

Однако те частники, которые пусть и в благих целях, используют в своем названии словосочетание «судебный пристав», теперь нарушают закон. Как отметил Александр Воробьев, у нас таких примеров нет, а вот в центральной части страны много различных контор типа «Долговое бюро «Пристав». Теперь за такую самодеятельность придется платить штрафы.