От губернии к области

Газета «Областная» открывает новый цикл публикаций, посвященных 75-летию Иркутской области. В нем будут публиковаться очерки и интервью о личностях, оставивших значимый след в истории Приангарья, а также о людях, которые создают завтрашний день области. В преддверии празднования юбилея – в сентябре 2012 года –  эксперты, из числа ведущих ньюсмейкеров нашего издания и читатели определят рейтинг 10 самых значимых фигур в истории Иркутской области. Сегодня мы знакомим вас с историей области в досоветский период и деятельностью сибирских губернаторов.

история

В своих сегодняшних границах Иркутская область была образована постановлением ЦИК СССР от 26 сентября 1937 года. На основании этого документа существовавшая до того момента Восточно-Сибирская область разделялась на Иркутскую и Читинскую. А также создавались два бурят-монгольских национальных округа: Агинский округ – в подчинении Читинской области и Усть-Ордынский – в Иркутской.

Иркутская держава

Однако Иркутская область – не первое административное образование на территории Приангарья. В 1764 году, в период правления Екатерины II, была образована Иркутская губерния. Огромная территория, по сути держава, объединила четыре существующих сегодня субъекта федерации – Иркутскую область, республику Саха (Якутия), Бурятию и Забайкальский край. Через 18 лет губернию царским указом преобразовали в наместничество, однако в 1796 году название «Иркутская губерния» восстановили вновь.

В 1822 году в связи с административной реформой Михаила Сперанского она вошла в состав Восточно-Сибирского генерал-губернаторства, и, несмотря на различные внутренние перестроения, Иркутская губерния просуществовала вплоть до крушения империи в 1917 году.

Несмотря на внушительные размеры, к началу первой мировой войны здесь проживало только 820 тыс. человек. И то лишь благодаря Столыпинской реформе, потому что в середине Х1Х века здесь насчитывалось всего 320 тыс. человек. Притоку населения в начале прошлого века способствовало также строительство Транссибирской железной дороги. Первый поезд прибыл в Иркутск в августе 1898 года, а в 1905-м было завершено строительство Кругобайкальского участка железной дороги до Мысовой.

Как тигра с бобром перепутали

Мы с вами привыкли к тому, что у нас есть и герб, и флаг Иркутской области. Но мало кто знает, что свой флаг у Приангарья появился только в 1993 году. До революции, в царской России, как и в любом государстве, флаги были только государственные. Этот же принцип соблюдался и в Советском Союзе. Флаги дозволено было иметь только союзным республикам. С гербами повезло больше.

Современный герб является потомком герба Иркутской губернии образца 1878 года. Но он претерпел существенные изменения как внешние, так и внутренние, причем по вине царских геральдистов.

В 1878 году в Российской империи решили законодательно закрепить гербы земель и городов. Иркутяне отправили в столицу свой вариант герба, который  неофициально существовал уже несколько лет. На нем гербовым зверем был тигр, отступающий от врага. Но такое изображение зверя противоречило канонам европейской геральдики, и его изменили: тигр пошел в наступление. Таковым он был закреплен на официальном  изображении губернского герба.

Но это еще не вся история. Беда в том, что при исследовании изображения столичные геральдисты неправильно истолковали слово «бабр». Изображенного на гербе тигра, «которого в сих местах бабром называют», царские чиновники восприняли как бобра. Кстати, в отличие от тигра, бобры в Сибири в те времена не встречались. Так полосатый хищник приобрел черный окрас и перепончатые лапы.

С тех пор он стал легендарным, никогда не существовавшим животным-химерой, что вполне типично для геральдической науки, но никак не связано с реальным историческим материалом. Но поскольку он был закреплен государственным законом о гербах Российской империи, то так и остался по сей день то ли бобром, то ли бабром.

Вертикаль власти: мэры местные, губернаторы пришлые

Принципиальной особенностью Иркутска, отличавшей его от всех остальных губернских и областных центров региона, стало сосредоточение в нем на протяжении всего XIX и начала XX веков властей трех уровней – городского самоуправления, губернской администрации и Восточно-Сибирского, впоследствии Иркутского генерал-губернаторства. Наряду с этим с 1727 года Иркутск являлся и центром Иркутской епархии Русской православной церкви.

Это была настоящая держава, территория которой значительно превышала площадь большинства европейских государств. Соседство и взаимодействие светских и духовных властей на огромной территории в глазах большинства современников придавали Иркутску особый статус, что находило выражение в различных сферах деятельности: дипломатической, экономической, административной, духовной и культурно-бытовой. «Ни один город в Сибири не поставлен в такие условия, как Иркутск; ни в Томске, ни в Омске никогда не было такого хорошего подбора чиновников, какой был в Иркутске. Эти чиновники, иногда с университетским образованием, поднимали в местном обществе не только запросы внешней культуры, но и приучали его интересоваться и русской литературой, и вопросами общественной и государственной жизни», писали в те времена. К примеру, в 60-х годах XIX века в Иркутске действовало 33 учреждения различных ведомств и министерств: внутренних дел, юстиции, финансов, народного просвещения, почты и телеграфа.

Когда кого-то посылали в Сибирь, это было почетно, продвижение по карьерной лестнице практически обеспечено, но отрабатывать его приходилось серьезно. Бывали, конечно, и исключения, к примеру, если брать известного российского реформатора Михаила Сперанского, то для него сибирское губернаторство – ссылка.

Из центральной России к нам отправляли низший род чиновников, всевозможных писарей и дъячков. Высшее чиновничество, назначаемое царем, могло быть только из метрополии. За счет местных кадров формировалось местное самоуправление. Сибиряк – это выходец из купцов, значит, его предел – иркутская магистратура, мэрия, по-нашему. В частности, иркутские головы – Сибиряковы, Трапезниковы и многие другие – представляли купеческое сословие. При этом почти у всех тогдашних мэров были квартиры в Санкт-Петербурге и Москве. Как говорили древние, нет ничего нового под солнцем.

Выражаем благодарность за помощь в подготовке материала доктору исторических наук, профессору Льву Дамешеку и научному сотруднику Иркутского областного краеведческого музея Сергею Шуперту.