«Ярмарку» Вампилова поставили в иркутском ТЮЗе
Раннюю и самую любимую пьесу драматурга Александра Вампилова – комедию «Прощание в июне» поставил в Иркутском областном театре юного зрителя приглашенный режиссер Игорь Черкашин. Ее премьера состоялась 3 декабря. Оригинальность спектакля в том, что режиссер соединил в нем сразу несколько вариантов постоянно переписываемого автором произведения с оригинальным названием – «Ярмарка». Напомним, вариант заголовка пьесы «Прощание в июне» было навязано драматургу цензурой.
– Я – вахтанговец и наизусть знаю замечательную формулу мастера: время, автор, коллектив, – рассказал Игорь Черкашин. – Время – это тот зритель, который приходит сегодня в зал, автор – это хорошая литература и коллектив, это те актеры, которые способны решить эти задачи и поднять материал, донести его до времени. Здесь все сложилось. Но время – это самый важный фактор, и именно первая редакция пьесы «Ярмарка» и те вещи, которые были в ней заложены Вампиловым, попадают в него стопроцентно. Но масса важных вещей была сделана и в последней редакции – в «Прощании в июне», поэтому в спектакле мы соединили их.
В постановке в веселой ярмарочной атмосфере героям придется делать выбор между любовью и предательством ради успешной жизни.
– Сегодня происходит веселая распродажа всего на свете – нравственных ценностей, любви, дружбы, вокруг сплошной цинизм и непонимание того, что за все рано или поздно придется платить: и за предательство, и за потерю внутреннего стержня, и убийство внутри себя другого человека, – считает Игорь Черкашин. – Но сколько человек в итоге готов заплатить за успешность, за диплом, за предательство себя и близкого человека, за убийство любви?
Действие пьесы разворачивается в необычных декорациях, которые создал художник Владимир Королев. На сцене помпезные мраморные пилоны громоздятся на рассыпающихся в осколки мраморных основаниях. Они – словно зависшие в воздухе осколки империи, а внизу, на сцене, основной реквизит спектакля – раскладушки, трансформируемые в кресла, ширмы или даже пианино.
– Идею подал художник, который после прочтения пьес Вампилова заметил, что у нас в советское время идеально общество было построено только в метро, – рассказал Игорь Черкашин. – Там было все очень красиво, вылизано, прописаны правила поведения, на барельефах мальчики и девочки читают книги, катаются на коньках – в общем, все чудесно и позолочено. Это верх наших декораций, который постепенно разрушается, а внизу – скользкое пространство, с которого соскальзывают временные раскладушки. Это и наша молодость, когда мы «ехали за туманом», и сегодняшний день, когда, по социологическим опросам, большинство людей в возрасте 35–40 лет не связывают свою жизнь с этой страной, а люди постарше не связывают с ней жизнь своих детей. И дальше проецируется на провинцию, деревню…
Действительно, история, рассказанная в пьесе, могла бы случиться и сегодня. Студент Колесов (артист Сергей Павлов) встречает на улице 19-летнюю Таню (Анна Конончук, Дарья Садовская) и влюбляется в нее, а потом случайно грубит ректору университета Репникову (артист Вячеслав Степанов). В конце концов узнает, что Таня его дочь. Колесова исключают из университета, и он устраивается сторожем на дачу к коммерсанту Золотуеву (заслуженный артист РФ Николай Кабаков), который в свое время сел в тюрьму, потому что ему попался честный ревизор. Таня в знак протеста уходит из дома. Но ее отец предлагает Колесову сделку – диплом в обмен на то, что он забудет девушку. Тот сначала соглашается, но потом понимает, какую ужасную ошибку совершил. Рвет диплом и во всем признается Тане, но она не прощает его. Однако финал спектакля открытый, Таня не говорит Колесову ни «да», ни «нет», таким образом, зритель понимает, что формулировка Репникова: «Кто раз оступился, тот всю жизнь прихрамывает» – не аксиома.
– Когда Репников появляется в финале в блестящем костюме – он олицетворение той власти, которая ведет себя цинично и по-хамски, заставляя молодого человека принимать очень непростое решение, – отметил Игорь Черкашин. – Его со всех сторон к этому подталкивают, а он торопится жить. Воплотиться и состояться, что ему делать, как поступить? Мы не даем в спектакле готовых ответов, мы ставим только вопросы. Зритель должен уйти с ними со спектакля и что-то себе на них ответить.
Кстати, режиссер в постановке выступил еще и как автор песни «Я о тебе думаю…», ее исполняют в сцене в общежитии, а в финале звучит песня сына Игоря Черкашина, Аркадия, «Ненавижу ждать», которая символизирует понимание проблем, поднятых в спектакле нынешним молодым поколением.



