Мамины радости и печали
В семье тулунчан Раисы и Андрея Солодковых в марте 2009 года родилась тройня. В честь Дня матери журналисты «Областной» решили навестить многодетную семью, но репортаж получился совсем не праздничным.
Поплутав по заснеженным окраинам Тулуна, мы остановились напротив невысокого домика с новым гаражом. Порадовались за хозяев, молодцы – строятся! На подворье обратили внимание на солидный запас дров и аккуратно уложенное хозяйской рукой сено.
Нас встретила сама многодетная мама, немного смущаясь, пригласила в дом. Под ноги гостям высыпали желтоголовые, словно подсолнушки, тройняшки. Старший, пятилетний Степан держался солидно, но любопытства тоже не скрывал.
Первым делом он принес нам общую семейную фотографию.
– Это я, это папа и мама, а это дети, – обстоятельно пояснил малыш. Солодковых-младших не путают пока только родители.
– Они все разные, – рассказывает мама Раиса. – Савка немного нежный, сделаешь ему замечание – и слезы близко, просит, чтобы пожалели. Стас более капризный: и то, и то ему не нравится. Семен тоже с характером у нас – если не так поглядишь на него – начинает капризничать…
Большое счастье на молодую семью Солодковых свалилось, иначе не скажешь, 3 марта 2009 года. 22-летняя Раиса, имея к тому времени трехлетнего сына, родила сразу троих мальчиков. О двойне в семье было известно заранее, тем более что у родственников Раисы такие дубли уже случались – фамильное наследие. Но когда молодой женщине сказали на УЗИ, что «там, кажется, еще одного видно», Раиса немного испугалась. Оробел и муж. Однако вопрос: рожать – не рожать даже не стоял. Свою многодетность Солодковы выбрали сознательно.
Когда мальчишки были еще младенцами, Андрей помогал жене как мог. Кормление тройняшек расписывали по часам – свои ночные «вахты» папа нес мужественно. Для малышей Андрей сколотил специальную кроватку, с мебелью в семье было вообще никак. Подрастающий Степа поневоле стал помощником – с ним мама могла оставить младших, когда уходила в магазин. Степа искренне любит своих братиков, старается занять их мультиками, отвлечь от шалостей.
Большое прибавление в семье утроило и проблемы Солодковых. Малышей из областного перинатального центра привезли в съемное жилье – своей квартиры у молодых не было.
– Жилье я выходила, – вспоминает мама. – Квартиру дали на пятом этаже, двухкомнатную, холодную. Нам к тому времени подарили коляску для двойняшек, первое, о чем подумалось тогда – как я такую махину на пятый этаж потащу? Однако спасибо городу и на этом, обустроились, стали жить.
Сказать, что в «двушке» было тесно – не сказать ничего. И дети отчаянно намерзлись в холодном жилье. Супруги поняли – нужен свой дом, да чтоб с хозяйством, иначе как прокормить такую семью? Квартиру благополучно продали, добавили средства материнского капитала и купили дом. Сегодня он нуждается в большом ремонте. А обстановка в доме очень и очень скромная.
Постепенно Солодковы завели корову, поросенка и кур, купили машину, отремонтировали гараж. Андрей работает в дорожной службе, сейчас ездит на работу в Нижнеудинск – рано утром уезжает, поздно ночью возвращается. Зарабатывает 25 тыс. рублей. Еще по 252 рубля Раиса получает на каждого ребенка плюс 200 рублей – за многодетность. Пока это весь семейный доход.
Мы слушали неторопливый рассказ Раисы и отметили: в нем – ни слова о трудностях, ни полнамека на какие-то просьбы к властям. Ей ли – немногословной и скромной чего-то просить у чиновников? Тем более что, как выяснилось, городские власти «слезам не верят».
– Встал вопрос с детским садом. Пришла я на прием к мэру города. Даже представиться не успела, только про детсад сказала. «Это не ко мне, к вице-мэру», – сказал глава, не глядя на меня. Так мне обидно стало – хоть бы спросил что… И потом пришлось походить по инстанциям – в гороно говорят одно, в детском саду – другое, – вспоминает Раиса.
Она до сих пор уверена, что детский сад ей дали благодаря нашим коллегам с иркутского радио, которые рассказали о тройняшках на всю область. Именно журналистам мама пожаловалась на невозможность устроить малышей в дошкольное учреждение. После этого Раисе позвонили из городской мэрии, и вопрос с детсадом для мальчиков был решен. Правда, сегодня малыши сидят дома, укрепляют иммунитет. Планируется, что в детский сад они вернутся после новогодних каникул.
Раиса с благодарностью вспоминает всех добрых людей, которые когда-то ей помогли. В их числе и работники Российского Детского фонда, и просто незнакомые люди из Иркутска, передавшие ей одежду для малышей, обеспечив их на зиму всем необходимым.
– Что для вас сегодня самое трудное?
– Дети часто болеют, а бесплатных лекарств по льготному списку очень мало, часть мы покупаем за свой счет. Средств не хватает. Единовременная материальная помощь выдается в том случае, если семья попала в сложные жизненные условия, пояснили нам в соцзащите. И в этом году средств уже нет на такие выплаты, – говорит Раиса.
– Городские власти хоть как-то помогают?
– Нет, – отвечает Раиса, – сама я никуда больше не хожу и не знаю – куда еще ходить, и малышей оставить сложно…
Эти слова как-то не вяжутся в голове с основной задачей государственной политики по повышению рождаемости. Вот тебе, Родина, сразу четверо будущих мужчин, воинов, строителей. Помочь бы их родителям чуть-чуть, а дальше они сами справятся…
Мы неоднократно пытались попасть на прием к мэру города Юрию Карих, но, к сожалению, так и не смогли. Телефонный разговор с градоначальником тоже не состоялся – мэр был хронически занят и для журналистов недоступен. И.о. вице-мэра – председатель комитета по социальной политике Лилия Слободенюк наши вопросы о многодетной семье выслушала с пониманием и даже в чем-то согласилась:
– Больше внимания мы уделяем семьям неблагополучным, чтобы там ничего не случилось. Солодковы у нас на хорошем счету, бываем у них реже. Все максимально возможное для них мы сделали, больше обращений не было. Да, проблема с детсадами в городе стоит остро, сразу не получилось оформить детей в дошкольное учреждение. Если родители обратятся за какой-то помощью, если для многодетной семьи можно что-то сделать, мы, разумеется, поможем.
Хочется надеяться, что так и случится. Что больше никто и никогда многодетной маме не скажет: «… а почему это государство должно тебе помогать за твою бабью прыть?», что детки Солодковых окрепнут и будут постоянно посещать детсад, а Раиса найдет работу по профессии и по душе. Хочется верить, что на следующий День матери многодетная Раиса получит от мэрии хотя бы поздравительную открытку и никогда не скажет больше: «А я и не знала, что такой праздник есть в календаре…»



