Художественному музею подарили портрет Валентина Распутина
Картину «Портрет Валентина Распутина» кисти народного художника РФ, действительного члена Российской академии художеств Анатолия Алексеева передали Иркутскому областному художественному музею им. В.П. Сукачева в минувшую пятницу. Торжественная церемония прошла под эгидой фестиваля «Сияние России» в рамках празднования 350-летия Иркутска. До этого портрет, над которым Анатолий Алексеев работал три года и который он называет самой трудной картиной своей жизни, был собственностью Союза художников России.
– Я начал работать над портретом в 1980-е годы, – рассказал Анатолий Алексеев. – Инициатором его создания был председатель Союза художников России Георгий Сидоров, влюбленный в творчество Валентина Григорьевича Распутина. Он без моего ведома затеял этот заказ к республиканской выставке, связался с отделом культуры обкома, заведующим которого тогда была Нина Кравцова – энергичная, обаятельная, контактная. Именно благодаря этим своим качествам она сумела уговорить писателя, который по сути своей является человеком достаточно сдержанным и замкнутым, позировать, а потом обратилась ко мне. Я, конечно, согласился, потому что тоже отношусь к его творчеству трепетно.
Однако Анатолий Алексеев и не подозревал, что работа над портретом будет для него такой непростой. Во-первых, сидеть на одном месте и позировать для Валентина Распутина оказалось настоящей мукой. Во-вторых, художник захотел привнести в портрет некий сюжет, навеянный творчеством писателя. Так возникла идея еще двух фигур – пожилой женщины, моделью для нее стала мать Валентина Распутина, и маленькой девочки, образом для которой служила любимая дочь писателя – Мария, которая к тому времени была подростком, поэтому писать ее фигуру приходилось с других детей.
– И я поехал на родину Валентина Распутина в Аталанку, где жила его мать, – вспоминает Анатолий Алексеев. – А до меня там были бесцеремонные московские киношники, которые довели женщину до нервного стресса, поэтому писатель отнесся к моей идее настороженно. Но я старался быть предельно тактичным, не заставлял ее позировать, для меня важнее было окунуться в атмосферу малой родины Валентина Распутина. Я долго искал композицию, сначала хотел поставить фигуру старушки внизу, а ребенка вверху, но потом решил, что это слишком земной ход, и расположил мать вверху – ближе к небу.
Долго художник искал фон для фигур, перерисовал сотни иркутских деревянных крылечек, пока не остановился на высокой лестнице из потемневшего дерева, где расположены все герои портрета. Кстати, фигуру самого Валентина Распутина Анатолий Алексеев писал с сына литератора, который соответствовал ему по комплекции и пластике. А прежде чем создавать лицо, автор изучил все фотографии писателя от детства до взрослого состояния, чтобы разглядеть внутреннюю сущность Валентина Распутина.
Однако несмотря на всю сложную историю, потрет Валентина Распутина считают наиболее удачным из всех созданных. Недаром он был неоднократным участником всесоюзных и республиканских выставок. Кстати, Союз художников России, в собственности которого он оставался все эти годы, весьма неохотно расстался с картиной. Навстречу просьбе пошли исключительно потому, что захотели сделать подарок Иркутску, которому в этом году исполнилось 350 лет.
– Я считаю, что Валентин Распутин это явление в культуре нашей страны и всего мира, и для меня было честью запечатлеть его облик для потомков, – рассказал Анатолий Алексеев. – Я читал многие прекрасные произведения его современников и думаю, что он отличается от всех писателей человечностью, что я и постарался отразить в своей работе.
Кстати, по словам главного хранителя Иркутского областного художественного музея, это уже 56-я работа Анатолия Алексеева, которая будет храниться в фондах учреждения.