23.09.2011 12:00
Рубрики
Территории
Теги
23.09.2011 12:00

Не пройти, не проехать – так говорят о своих дорогах жители Усть-Удинского района

Усть-Удинский район растянулся более чем на 300 км по правому берегу Братского водохранилища. Значительная часть его территории оказалась затопленной после того, как появилось Братское море, а более 100 сел переменили место дислокации. Созданием транспортных коммуникаций никто особо не озадачивался – проложили просеки и назвали их дорогами.

– В «нижних» поселках – Аталанка, Аносово, Подволочная и ряде других, живет 2, 5 тысячи человек. Но дорог, по сути, никаких нет, одни напрвления, – рассказывает заместитель мэра района Михаил Никитин. – В деревню Ключи, где насчитывается 139 жителей, вообще можно добраться только по бездорожью.

Жители села Ключи уже писали в редакцию «Областной» о своей проблеме. Тогда произошел трагический случай: ребенка с острым приступом аппендицита так и не смогли вовремя доставить в больницу. Мальчик скончался. Согласно представленным районными властями данным, смертность детей в возрасте до одного года в населенных пунктах, транспортное сообщение с которыми затруднено, составило: в 2006 году – 3 ребенка, в 2007 году – 3 ребенка, в 2009 году – 10 детей.

От бездорожья страдает и образование. Вот отрывок из переписки директора аносовской средней школы П.М.Чернышовой с министерством образования Иркутской области:

«При аносовской школе есть интернат, в котором проживают дети из сел Подволочное, Аталанка и Ключи. Учащиеся на выходные уезжают домой на школьном автобусе. Автомобильные дороги Аносово – Аталанка – Подволочное имеют статус областных дорог. В межсезонье они находятся в неудовлетворительном состоянии, подвоз детей затруднен. Возможно ли оказание помощи со стороны министерства образования по приведению дорог в надлежащее состояние? Ведь от этого зависит здоровье и жизнь детей».

В прошлом выпуске в статье «Судьба малокомплектных школ» мы приводили мнение депутата Госдумы Виталия Шубы о проблеме сельских дорог. В ней, в частности, прозвучало, что в 2011 году федерация выделила 5 млрд рублей по программе строительства дорог между сельскими населенными пунктами. В качестве примера Виталий Шуба привел Республику Татарастан, которая получает на эти цели 650 млн рублей, и Удмуртию, которой выделено 520 млн рублей. Иркутская область не подала заявку на участие в программе. На следующий год, по словам депутата, на эти цели в федеральном бюджете предусматривается порядка 7 млрд рублей, и нужно, чтобы Приангарье получило финансирование из центра. Виталий Шуба также рассказал, что на одном из заседаний Государственной думы он внес предложение – при распределении этих средств отдавать приоритет поселениям с малокомплектными школами.

Региональное минобразования ответило директору аносовской школы: «К полномочиям государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования не относится содержание и ремонт дорог, по которым осуществляется подвоз обучающихся к образовательным учреждениям». Понятно, что в компетенцию минобразования не входит обязанность ремонтировать дороги, но в его обязанности входит, в частности, поинтересоваться в профильном министерстве (в данном случае, минстроительства и дорожного хозяйства), как можно помочь директору аносовской СОШ.

Как сообщили в районной администрации, подвоз детей школьным автобусом в учебный 2010–2011 гг. не осуществлялся.

Именно в этой связи председатель Законодательного Собрания Людмила Берлина сказала на совещании в думе Иркутска, посвященном малокомплектным школам:

– Я думаю, что есть потребность расширить решение совета депутатских объединений, вписав в него пункт о необходимости синхронизации действий двух министерств – образования и дорожного строительства. Нужно объединить процесс принятия стратегии развития дорожной сети с решением проблем малокомплектных школ. («Областная» № 106 от 21 сентября).

Из-за отсутствия транспортного сообщения отдел внутренних дел по Усть-Удинскому району констатирует, что своевременно реагировать на заявления граждан из труднодоступных населенных пунктов невозможно. Бездорожье затрудняет и работу государственного пожарного надзора.

– Положение ужасное, – соглашается Михаил Никитин. – Ни разу за все время существования поселков дороги, ведущие к ним, не ремонтировались. У них даже категории нет: сделали просеку, отсыпали немного и все. В распутицу добраться до нижних сел невозможно даже на вездеходе!

Министерство имущественных отношений Иркутской области, с которым администрация Усть-Удинского района находится в длительной переписке, посоветовало принять дорогу из областной собственности в муниципальную. Но руководители территории не спешат брать на себя ответственность, ссылаясь на то, что нынешний собственник должен довести данные «направления» хотя бы до 4-й технической категории.

– Обслуживанием и ремонтом автодорог в районе занимается Усть-Удинский филиал ОАО «Дорожная служба Иркутской области», – продолжает Михаил Никитин. – Насколько «успешно» они это делают, судите сами: например, в четвертом квартале 2008 года на содержание этих автодорог планировалось выделить почти два с половиной миллиарда рублей, а фактически было выделено в феврале 2009 года 350 тысяч рублей. Обслуживание автодорог подрядчиками проводилось до марта 2009 года за счет собственных средств. В конце марта под гарантию ОАО «Дорожная служба Иркутской области» подрядчики сделали по одному проходу по автодорогам Средняя Муя – Аносово и Аносово – Аталанка. Транспортная доступность в село Подволочнае полностью отсутствовала с 11 марта, в село Аталанка – с 15 апреля до начала навигации – 10 июня.

Согласно предоставленным дорожной службой сметам, для приведение в соответствие автодороги Средняя Муя – Аносово (93 км) на проектно-изыскательские работы требуется 41 млн рублей, а на ее реконструкцию – 2 млрд. рублей. А чтобы все семь отдаленных населенных пунктов Усть-Удинского района смогли сообщаться с районным центром, необходимо около 100 млн на проектно-изыскательские работы и 5 млрд рублей для того, чтобы дорогу сделать категорийной. Годовой бюджет Усть-Удинского района – 300 млн рублей.

– Мы понимаем: район наш тупиковый, наверное, дорога была бы, если бы шла куда-нибудь дальше, – рассказывает районный руководитель. – В свое время некоторые из вышеперечисленных поселков строились как вахтовые, для освоения лесосырьевой базы. Объемы заготовки были тогда настолько огромные, что поселки получались не временные, а постоянные. Сейчас леса в округе практически нет, все вырублено, но поселки большие, люди в них остались, куда их девать? Некоторые деревни имеют культурную значимость. Аталанка, например, – родина Валентина Распутина. Там пять лет назад построили новую школу. Безработица здесь, конечно, поголовная, но о переселении  вопрос не стоит – куда людям ехать? Живут с огородов, занимаются охотой, ловят рыбу, держат скотину, разводят птицу. Ребят из этих сел в армию берут с удовольствием – здоровье у них отменное.

Понимая, что большие деньги для строительства дороги территория вряд ли получит, а о людях хоть как-то нужно заботиться: завозить продовольствие, медикаменты, ГСМ для дизельной электростанции – районные власти просят помочь хотя бы с приобретением судна на воздушной подушке.

– Администрация проработала вопрос по подбору судна, – рассказывает Михаил Никитин. – По предъявляемым требованиям безопасности подходит амфибийный вездеход «Арктика 2Д» грузоподъемностью 15 человек и 500 кг груза, способный покрывать расстояние до 1200 км. Стоимость вездехода девять миллионов рублей, но, поскольку таких средств у нашей глубоко дотационной территории нет, вопрос не решается уже более пяти лет.

Анна Виговская

P.S. Узнав, что в Усть-Удинский район приехали журналисты «Областной», глава молькинского МО Юрий Мадасов поспешил поделиться своей дорожной проблемой:

– Вы не думайте, что только в отдаленные, труднодоступные поселки у нас невозможно добраться. В нашем, молькинском, муниципальном образовании та же ситуация. От деревни Халюты до Ясачной Хайрюзовки всего четыре километра. В Халютах начальная школа. Мы ее к новому учебному году сумели отремонтировать, привести в соответствие всем необходимым требованиям. Но в распутицу, а также зимой, четыре километра становятся абсолютно непроходимыми. Родители сами на тракторе ее расчищают! Дорожная служба появляется за зиму раза три, финансирования нет. Ребятишкам приходится или школу пропускать, или пешком идти. И это в наш-то сибирский мороз!

Вот так выживают территории в XXI веке. Извечные российские проблемы, как ни печально, никуда не исчезают. Пять лет назад на родине литературного классика Валентина Распутина – Аталанке построили новую школу, рассчитанную на посещение более 70 учеников. Из областного бюджета на эти цели выделили 35 млн рублей. Местные жители в один голос тогда еще твердили, что Аталанка – деревня вымирающая, ребятишек там не больше тридцати, и школа превратится в самый настоящий архитектурный памятник. Не лучше ли на эти средства построить дорогу? Но кто и когда у нас слушал людей? Проблем-то в России две.