09.09.2011 12:00
Теги
09.09.2011 12:00

Иркутский аэропорт

История иркутского аэропорта соткана из тысяч человеческих судеб. Судеб отважных авиаторов, которые среди бескрайней заснеженной тайги прокладывали первые в Восточной Сибири ниточки авиационных маршрутов. Профессионалов, благодаря которым аэропорт Иркутска вторым в стране после Внукова получил статус международного. Наконец, тех людей, многие из которых считают аэропорт своим вторым домом, передавая любовь и уважение к нему из поколения в поколение.

Авиация – одна из самых прекрасных, романтичных и в то же время ответственных и сложных сфер деятельности. Рискуя жизнями, наши ветераны прокладывали первые ниточки воздушных маршрутов в российском небе, участвовали в проектировке и испытаниях техники, «поставили на крыло» нынешнее поколение авиаторов. Я с гордостью хочу отметить, что коллектив иркутского аэропорта – это профессионалы своего дела, квалифицированные специалисты, которым по плечу любые высоты.

Константин Былинин, генеральный директор ОАО «Международный Аэропорт Иркутск»

Иркутский аэропорт вырос из небольшой ровной площадки на левом берегу Ангары – ее соорудили в 1925 году крестьяне пригородных деревень Боково и Жилкино. Можно сказать, что первая аэростанция Иркутска была создана лопатой и тяпкой всего за несколько дней.

– Рано поутру крестьяне деревень Боково и Жилкино потянулись к Ангаре, – пишет известный иркутский журналист Михаил Денискин в своей книге «Иркутск крылатый: люди и самолеты войны»: «Нужно выкосить траву – и уже к сумеркам с ней управились. На другой день груды кошенья вывозят на телегах. Назначенный комендантом будущего аэродрома товарищ Попов лично берет колченогий деревянный аршин и идет мерить. Попова уважают: он в Иркутске – редкий специалист – летчик. За ним по углам вбивают колышки. Выходит-таки большое поле. Теперь его требуется выровнять. Это дело нехитрое. Если бугор какой – снести его. Если ямина – засыпать, да накрепко утрамбовать».

24 июня 1925 года на самодельную полосу приземлились шесть самолетов агитационного перелета Москва – Улан-Батор – Пекин. Четыре самолета в группе были отечественного производства, именно они призваны наглядно продемонстрировать обществу достижения советской авиационной промышленности.

Спустя три года работники иркутской аэростанции во главе со своим первым и уважаемым руководителем, пилотом международного класса, позднее ставшим настоящей легендой сибирской авиации, Александром Поповым, подобрали водный аэродром на Ангаре немного выше устья реки Ушаковки. Саму же гидроаэростанцию разместили на правом берегу реки в начале улицы Мяснорядской (ныне – улицы Франк-Каменецкого).

Здесь в июне 1928 года начались регулярные рейсы в северные районы области и Якутию. А уже через месяц, 10–13 августа, был выполнен первый почтово-пассажирский рейс Иркутск – Бодайбо на самолете Ю-13 «Моссовет».

Первая почтовая авиалиния Москва – Иркутск, на участке которой иркутские пилоты начали выполнять полеты до Красноярска, была открыта в мае 1929 года. За ней, в августе 1932 года, открылась крупнейшая в мире авиамагистраль Москва – Владивосток. Иркутские авиаторы начали выполнять полеты на участке Иркутск – Могоча.

– В 30-е годы авиатехника интенсивно совершенствовалась, промышленность поставляла все новые и новые отечественные самолеты с более современными двигателями, – рассказывает Анатолий Фатин, ветеран труда, заслуженный работник транспорта РФ, в своей статье «Воздушная гавань Восточной Сибири»: «Авиаработники Иркутска успешно освоили эксплуатацию 12 самолетов, осуществляли обслуживание пассажиров, почты и грузов. За участие в героической эпопее по спасению полярников-челюскинцев иркутские пилоты Маврикий Слепнев и Иван Доронин одними из первых в стране были удостоены высокого звании Героя Советского Союза».

В июле 1933 года основные авиаперевозки перевели на новый аэродром у Красных казарм (это территория сегодняшнего аэропорта).

К началу Великой Отечественной войны аэропорт был оснащен современной авиационной техникой, в достаточной степени укомплектован личным составом. Но мирный труд авиаторов нарушен нападением Германии на СССР. Вся деятельность аэропорта была подчинена интересам фронта. Храбро сражались на фронтах войны иркутские авиаторы. Семеро иркутских летчиков стали Героями Советского Союза.

– Коллектив аэропорта работал по-военному, ушедших на фронт мужчин заменили женщины и подростки, – продолжает Фатин. – Все трудились по-фронтовому, самоотверженно, задания выполняли качественно и досрочно. В трудных условиях делали все возможное, чтобы приблизить победу.

– Многие авиаработники были направлены на строительство особой воздушной линии Фэрбенкс (Аляска) – Уэлькаль – Якутск – Киренск – Красноярск. Авиаторы Иркутска участвовали в перегонке по ленд-лизу на этой трассе американских самолетов на фронт.

Регулярные пассажирские перелеты по маршруту Иркутск – Москва, Иркутск – Бодайбо – Якутск возобновились только после войны. Коллектив аэропорта пополнился опытными специалистами – демобилизованными воинами, которые приняли активное участие в развитии порта.

30 декабря 1954 года аэропорт Иркутск постановлением Совета Министров СССР получил статус международного. 15 сентября 1956 года на иркутском аэродроме впервые произвел посадку реактивный самолет ТУ-104, выполняющий технический рейс из Пекина. В этот день была открыта первая в СССР пассажирская авиалиния Москва – Иркутск на реактивном самолете ТУ-104. Рейс выполнял московский экипаж командира корабля Евгения Барабаша.

– После появления реактивного самолета Ту-104 начался новый этап в развитии иркутского аэропорта, который вторым после московского освоил эксплуатацию новых, более современных, комфортабельных самолетов. В то же время, кстати, была принята в эксплуатацию первая в Восточной Сибири бетонная взлетно-посадочная полоса, – отмечает Анатолий Фатин. – Освоение и внедрение на воздушных трассах новой техники позволило значительно увеличить объемы перевозок.

К примеру, в 1990 году работники аэропорта обслужили 592 тысячи самолетовылетов, отправили более 1,5 миллионов пассажиров, свыше 31 тысячи грузов. Сейчас пассажиропоток аэропорта составляет около миллиона человек в год.

В новом столетии произошли существенные изменения и в инфраструктуре: удлинена взлетно-посадочная полоса на 400 метров со стороны города (позднее, в 2008 году, еще на 400 метров в сторону Байкала), установлено новое свето-сигнальное оборудование, началась реконструкция аэровокзала, которая, к сожалению, существенно затянулась. Тем не менее, по итогам работы 2004 года, аэропорт Иркутск был признан победителем конкурса «Лучший аэропорт года стран СНГ».

Сегодня аэропорт поддерживает взаимовыгодные отношения с аэропортом Мюнхена (Германия), Маньчжурией (КНР) и многими другими зарубежными портами, продолжает модернизацию.

8 августа этого года началась реконструкция искусственных покрытий взлетно-посадочной полосы.

– На первом этапе предстоит реконструировать 2100 метров полосы шириной 45 метров, плюс по 7,5 метров с двух сторон укрепленных обочин из асфальтобетона, – рассказал «Областной» представитель пресс-службы аэропорта. – Всего будет уложено 73 тысячи тонн асфальтобетона и полимерасфальтобетона. Также предстоит реконструировать 2765 метров водосточно-дренажной системы с устройством двух коллекторов и очистных сооружений и поставить новое светосигнальное оборудование.

Стоимость первой очереди объекта – 572 млн рублей. Средства выделены из федерального бюджета. Ремонтные мероприятия организованы таким образом, что аэропорт продолжает обслуживать авиарейсы.