20.08.2010 12:00
Рубрики
Общество
20.08.2010 12:00

Решить проблему тысячелетия

Пробуют участники форума «Семья ХХI века. С надеждой в будущее»

В Калуге все беременные женщины получают из бюджета деньги на питание, в Хабаровске бороться с пьянством пьющим мамам помогают даже в библиотеках, на Алтае за каждой неблагополучной семьей закреплен куратор.

Опытом работы в сфере семейной политики делились участники круглого стола «Семьи и дети группы социального риска» в рамках четвертого международного форума социальных работников Сибири и Дальнего Востока «Семья ХХI века. С надеждой в будущее». На одной из дискуссионных площадок форума участники говорили о конкретных путях решения проблемы, которая, по мнению многих выступающих, достигла в России не виданных ранее масштабов.

Рецепт укрепления семьи от “единороссов”

В начале ХХ века в России на 100 семей приходилось один – два развода, в конце прошлого столетия брак расторгали 70 супружеских пар, и за десять лет эта статистика уже успела вырасти до 80. При этом ежегодно детское население в нашей стране уменьшается в среднем на 15 тысяч человек, и все больше ребятишек растет в семьях из так называемых групп риска. Все это – последствия многостороннего кризиса, касающегося самых разных сфер: от экологической, до духовно–нравственной.

«Такое бедствие Россия испытывает впервые за 1000 лет», – утверждает Мария Кузнецова, исполнительный секретарь рабочей группы проекта «Крепкая семья» ВПП «Единая Россия» (Челябинская область, г. Сатка).

– О том, что социальных сирот сейчас стало больше, чем после Великой Отечественной войны, ни для кого не секрет. Число сиротских учреждений за последние два десятилетия возросло в разы. Но, как бы хорошо ни финансировались детские дома и интернаты, они никогда не заменят ребенку родную семью. Сейчас это главный рефрен социальной семейной политики государства. Именно об этом идет речь в партийном проекте «Единой России» под названием «Крепкая семья».

Проект предполагает комплексный подход к решению проблем. Для начала в регионах создается единый межведомственный банк данных о семьях из групп риска. Затем с ними начинает работать служба сопровождения. Над «трудными» родителями и детьми осуществляется социальный патронат, им предоставляется разнообразная помощь – правовая, медицинская, психологическая. Например, если кто-то из  родителей выразит желание, его бесплатно закодируют от алкоголизма. Чтобы это желание возникло приходится прибегать к помощи психолога. Ну, и, естественно, даже успешное лечение, не принесет свои плоды, если человек впоследствии не сможет найти работу. Авторы проекта заверяют, что и с этим они тоже могут помочь. Сначала родителя трудоустраивают временно, а в случае успешной реабилитации – он получает стабильное место работы.

Программный опыт Хабаровского края.

В Хабаровском крае в рамках «Крепкой семьи» работают еще три проекта. Один из них, поддержанный Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, называется «Возрождение семьи». Главная его задача – работа с семьями, где родители страдают от алкоголизма. Уполномоченный по правам ребенка в Хабаровском крае Светлана Жукова считает, что положительные результаты уже есть – процент реабилитации достаточно хороший – из 36 семей, принявших участие в проекте, только 15% не смогли справиться с алкогольной зависимостью. Да и те в случае срывов нередко вновь обращаются за помощью.

Авторы проекта подчеркивают – они не стремятся, чтобы семья стала идеальной, просто условия пребывания в ней должны стать приемлемыми. То есть ребенок должен быть сыт, обут, одет и защищен от жестокого обращения. А для этого, как уже говорилось, в работе по профилактике социального сиротства важно найти ресурсы внутри самой семьи. Часто это делается с помощью творчества. Пьющие мамы, к примеру, порой вспоминают, что когда-то умели вязать или вышивать и потом в родительских клубах, которые создаются благодаря программам, начинают рукодельничать. В Хабаровском крае по похожему сценарию запустили еще один проект «Библионяня». Осуществляется он на базе муниципальных библиотек. Туда юные читатели приходят обязательно с родителями. Вместе они читают сказки, обсуждают их, потом ставят инсценировки и в завершении создают из подручных материалов собственными руками большие иллюстрированные книги.

Третий проект называется «Маленькая мама». Здесь речь идет об оказании помощи несовершеннолетним матерям. Именно они чаще всего отказываются от малышей.

В Хабаровске за год в среднем 100 новорожденных оставляют в роддомах, еще 100 малышей оказываются без родительской опеки в течение первых трех лет жизни. Чтобы переломить ситуацию, в 2009 году в Отделении специализированного сопровождения семей несовершеннолетних матерей начали работать психологи, социальные педагоги. Сейчас там обслуживается больше 100 семей, где воспитывается 120 детей. Оказываются в центре услуги по юридической защите несовершеннолетних мам, которые зачастую не знают о своих правах, не получают пособия или вовсе оказываются на улице. Нередко клиентками соцучреждения становятся выпускницы детдомов, которые зачастую не обладают даже примитивными бытовыми навыками и в Отделении адаптации учатся, как чай заварить, как ребенка пеленать.

Помня о государстве, не забывай о человеке

О программно–целевом подходе к решению проблем, стоящих перед семьей, говорила и председатель комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по социальной политике Ирина Солнцева. Благодаря финансированию со стороны Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, там осуществляются четыре целевых программы: «Свет в родном окне», «Растем и развиваемся вместе», «Я не могу без тебя» и «Все в твоих руках». Особенно Ирина Солнцева заострила внимание на первой. По сути «Свет в родном окне» – это комплекс, куда входит 21 подпрограмма, он охватывает более двух тысяч семей. Результат работы проектов в Алтайском крае таков: на 14% уменьшилось число лишенных родительских прав, на 21% меньше стало отказов матерей от своих детей; количество детей раннего возраста, признанных инвалидами, тоже снизилось на 17%.

В Калужской области также действуют несколько долгосрочных целевых программ, в том числе Школа приемных родителей (подобную собираются открыть и в Иркутской области). В ближайшее время в Калуге появится и Областной кризисный центр для женщин и детей, где даже от разбушевавшегося главы семейства можно будет укрыться.

Еще, как не без гордости заметила министр по делам опеки, демографической и социальной политики Калужской области Светлана Медникова, в ее регионе принят уникальный закон об ежемесячных выплатах пособия на питание для малышей до трех лет, беременных женщин и кормящих мам, вне зависимости от их дохода. Это привело, в частности, к популяризации грудного вскармливания. За последние пять лет количество детей-инвалидов на территории снизилось с 4 тысяч до 2800.

Также в Калужской области мамам, воспитывающим приемных детей-инвалидов старше трех лет, ежемесячно выплачивают 15 тысяч 340 рублей.

Гостья из Австралии Розмари Кеннеди, старший преподаватель Школы социальной работы и социальной политики, в качестве темы доклада выбрала историю Брюса Треворра. Он родился в семье австралийских аборигенов в 50-х годах прошлого века. Семья была большая и небогатая. Как-то соседи привезли мальчика в госпиталь. Социальные работники, мало вникающие в образ жизни коренных обитателей зеленого континента, не стали возвращать его родителям, посчитав, что с их стороны над малышом нет контроля. Ребенка отдали на воспитание в приемную «белую» семью. Отчим вскоре умер, а мачеха, не сумев наладить с Брюсом добрых отношений, по истечении нескольких лет сама вернула мальчика в родную семью. Но подросток уже не сумел прижиться и здесь. Так в биографии австралийца появились тюрьма, алкоголь, проблемы с психикой. Он оказался лишь одним из «украденного поколения», когда маленьких аборигенов Австралии забирали из кровных семей. Став взрослым, Брюс решил подать в суд на государство, посчитав его виноватым в своих бедах. И Фемида поддержала его, выплатив истцу 500 тысяч долларов…Судья решил, что органы опеки действовали на основе своих предрассудков, а не здравого смысла и гуманности.

– Эта история – пример для всех социальных работников, считает Розмари Кеннеди. – Бывает, что из благих намерений можно причинить вред. Необходимо быть свободными от расовых или культурных предрассудков, опираться на закон и всегда помнить, что наши сегодняшние решения могут иметь последствия спустя годы.