«Игра на деньги умерла 10 лет назад. А зрители этого не заметили…»

Знатоки элитарного клуба обыграли иркутян

«Что наша жизнь? Игра!» – под звуки фрагмента из оперы «Пиковая дама» в Иркутске произошло историческое событие. Впервые на берегу Байкала состоялась выездная игра элитарного клуба «Что? Где? Когда?» Организатором интеллектуального шоу выступила Иркутская городская общественная организация «Клуб молодых ученых «Альянс» при поддержке министерства по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области.

Хотя место действия разворачивалось не в охотничьем домике Нескучного сада, а в Байкалбизнесцентре, – все основные атрибуты игры остались неизменными. Знакомая музыка, табло, где горит 0:0, посредине темного зала стоит залитый светом стол, на котором красуется волчок, внутри прозрачного корпуса которого по кругу двигается жокей на белой лошади. В роли ведущего – телезнаток, обладатель двух «Хрустальных сов» Александр Рубин.

Победа с магическим счетом 6:4

Сыграть против жителей Иркутской области приехали Елена Орлова, Владимир Белкин, Влад Лихачев, магистр игры «Что? Где? Когда?», пятикратный обладатель приза «Хрустальная сова» Александр Друзь, капитан команды – обладатель «Хрустальной совы» Алесь Мухин. Вместе с ними за стол села играть иркутская студентка Ася Могилева, которую знатоки пригласили к себе в команду после молодежной игры, прошедшей накануне в ИрГТУ.

Чуть более одного часа понадобилось знатокам, чтобы выиграть со счетом 6:4. Причем исход игры никогда не известен заранее, ведь сидящие за столом всегда слышат вопросы впервые. За одну минуту знатоки успевали выдвинуть, по меньшей мере, десять, а то и больше версий, из которых капитану команды предстояло выбрать одну – наиболее правильную. Магистр Друзь показал высший класс интеллектуального пилотажа: он дал два досрочных ответа, сэкономив для команды две минуты дополнительного обсуждения. И эти минуты сыграли свою решающую роль, например, когда вынесли черный ящик. Ведущий задал следующий вопрос: однажды к великому среднеазиатскому ученому-философу и врачу Ибн-Сина, он же Авиценна, обратился за помощью занедуживший от неразделенной любви сын правителя Бухары. Авиценна осмотрел страдальца, потерявшего сон и аппетит, и посоветовал ему принимать раз в неделю лекарство, состоявшее из ингредиентов: пиез, аез, лахм, олио, веет, об, шалы. Таинственное снадобье оказалось эффективным и вкусным. Что в черном ящике? Этот вопрос поначалу несколько смутил знатоков. Сначала они пошли по ложному пути, выдвинув версию, что семь ингредиентов – это семь нот. Но потом свернули на правильный путь, посчитав, что в ящике все-таки находится какое-то блюдо. Ответ оказался прост: это плов. Кстати, о нем было легко догадаться по первым буквам слов. Как отметил капитан команды Алесь Мухин, вопросы были достойны московского телеклуба.

После классической игры знатоки дали возможность присутствующим в зале сыграть с ними в «Что? Где? Когда?». Они возглавили пять команд, состоящих из политиков, бизнесменов, представителей посольств, медиа-менеджеров и зрителей из зала. Кстати, попробовать свои силы на поле интеллектуальной борьбы решил и иркутский градоначальник Виктор Кондрашов. Результат командного «Что? Где? Когда?» в точности повторил классическую игру – 6:4 в пользу знатоков. Победный ответ произнес магистр Александр Друзь, возглавивший команду политиков. Команде победителей были подарены боксерские перчатки, на которых каждый из игроков оставил свой памятный автограф.

13-й сектор – «живое» творчество телезрителей

Накануне игры знатоки дали пресс-конференцию, где ответили на ряд вопросов, в том числе: с какого возраста нужно развивать интеллект ребенка, почему Владимир Путин проиграл спор с первым президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым и как зрителям заработать на 13-м секторе.

В этом году телеигре «Что? Где? Когда?» исполняется 35 лет. В чем секрет ее популярности и долголетия?

– Секрет заключается в той формуле, которую придумал Владимир Ворошилов, – говорит Александр Друзь. – Эта формула включает вопрос, минуту обсуждения и команду из шести игроков. С другой стороны – игра в точности соответствует тем переменам, которые происходят в стране.

– У Владимира Ворошилова была такая знаменитая фраза: неизвестное об известном. В этом и заключается основной принцип игры. Когда в небольших деталях, о которых знаток может не знать, формулируется вопрос. Но вместе эти детали составляют конструктор, который при анализе помогает найти правильный ответ, – считает Елена Орлова.

– Когда знатоки проигрывают, то нередко плачут. И это часто транслируют по телевидению. Почему? Это ведь игра?

– Все знатоки по своей сути перфекционисты, – убежден Алесь Мухин. – То есть мы с дотошной старательностью доводим любое дело до совершенства. Более того, каждая игра для нас – это маленькая жизнь. И если мы проигрываем, то, конечно, нам обидно. Даже до слез.

– Самый интересный и неожиданный вопрос, который знатоки услышали в Иркутске?

– Пожалуй, это вопрос про картину Сальвадора Дали «Постоянство памяти», – отметил Александр Рубин. – Пейзажный фон на этой картине был прописан заранее и подробно. А то, что находилось на переднем плане, было дописано в течение нескольких часов. Один из тех, кто первым увидел эту картину, сказал, что забыть ее невозможно.

– Как вы относитесь к 13-му сектору, когда знатокам предлагается вопрос, заданный пользователями сети Интернет за время трансляции игры?

– Вопрос 13-го сектора реально не редактируется. И пока нет технической возможности что-то изменить. Но есть некая договоренность о пост-цензуре. К счастью, пока особо вопиющих случаев, когда в эфире прозвучало бы что-то некорректное, не случилось, – поясняет Александр Друзь.

– С другой стороны – 13-й сектор – это «живое» творчество телезрителей, – продолжает Александр Рубин. – Именно этот сектор заставляет авторов вопросов почувствовать ответственность перед тем, что они пишут. Человек может проснуться знаменитым со знаком «плюс» или «минус».

– Хочу добавить, что 13-й сектор подразумевает творческий подход во многих направлениях, – добавляет магистр. – В частности, был один случай, когда парень придумал программу, которая стала отправлять его вопрос с определенной частотой. Естественно, вероятность выбора компьютером именно его вопроса возросла. В первый раз знатоки проиграли, а парень выиграл деньги. На следующую серию он опять послал вопрос, но в этот раз победили знатоки. И у парня к игре пропал интерес: оказывается, написать программу проще, чем задать интересный вопрос.

– Родители, наверное, вам часто задают вопрос: с какого возраста лучше начать развивать интеллект у ребенка?

– Я тренирую школьников, студентов и молодежь не один год. Увлекаясь интеллектуальной игрой, они постепенно формируют свою точку зрения и учатся работать в команде, – говорит Владимир Белкин. – Вообще нет однозначного ответа, с какого возраста ребенку можно играть в «Что? Где? Когда?» Однажды ко мне пришел мальчик 7,5 лет. Он много знает и может заткнуть за пояс взрослых. Думаю, лет через пять-шесть Друзю будет сложно с ним бороться.

– Пусть лучше Анатолий Вассерман волнуется. «Что? Где? Когда?» – это спорт, которым лучше начинать заниматься своевременно. Воспитывать интеллект надо с рождения, – парирует магистр. Он знает, о чем говорит, ведь две его дочери – Инна и Марина – продолжают традицию интеллектуальных игр в семье, являясь знатоками элитарного клуба. – Спортивным «Что? Где? Когда?» советую заниматься с 12 лет. К этому времени человек созревает психоэмоционально, а в школе заканчивают изучать историю Средних веков, откуда берет свое начало вся современная европейская культура. Конечно, есть самородки, которые в семь лет цитируют «Божественную комедию» Данте. Но это исключения из правил.

– Не стоит преувеличивать хрупкость детской психики. Она адаптивная и может выдержать больше, чем взрослая. Лучше ребенку проиграть и узнать, что такое поражение, чем сразу выиграть и почувствовать себя звездой в 12 лет, – считает Елена Орлова.

– Имидж знатока ко многому обязывает. Многие вас называют «ходячими энциклопедиями». На работе коллеги часто засыпают вопросами?

– У меня скорее наоборот, – признается Елена Орлова. – Как минимум в трех компаниях, где я работала, мне удалось сделать корпоративную сборную и заставить своих коллег сыграть в интернет-чемпионатах.

– Я расскажу другую историю. Однажды я оказался арбитром в споре между Владимиром Путиным и первым президентом Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым. Они поспорили, какая мечеть выше. Путин сказал, что в Питере, Шаймиев – в Казани. И я сказал, что Владимир Владимирович оказался не прав. Чего мне стоил этот ответ – отдельный разговор. Таким образом, не выходя из дома, я смог измерить мечети.

– Про знатоков много легенд ходит. Говорят, будто мы зарабатываем баснословные гонорары. Но деньги в элитарном клубе «Что? Где? Когда?» в случае победы получают телезрители. А знатоки, когда выигрывают, зарабатывают очки, – подчеркивает госпожа Орлова.

– Игра на деньги умерла 10 лет назад. А зрители этого не заметили и продолжают считать, что у нас интеллектуальное казино, – резюмирует магистр Друзь.