02.06.2010 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
#ФАС
02.06.2010 12:00

Нам котлы к углю достались… привередливые

Сельхозакадемия нарушает закон о госзаказе

Отдел контроля госзаказа Иркутского УФАС предотвратил подписание госконтракта ИрГСХА на поставку угля с ООО «Промресурс», которое намечалось в обход законодательства. Однако сельхозакадемия упорствует, все-таки закупив уголь у этого предприятия.

Это не первый случай, когда уважаемый вуз «импровизирует» с законом о размещении заказа. Иркутские антимонопольщики отстаивают его в арбитражном суде.

Из года в год ИрГСХА приобретает уголь для своей котельной по госконтракту. Он заключается с победителем открытого аукциона. Весной нынешнего года, незадолго до конца отопительного сезона (странный выбор момента для закупа топлива), вуз объявил о проведении такого аукциона на право заключения контракта на поставку угля к зимовке 2010–2011 годов. Стартовая (максимальная) цена заказа была выставлена весьма значительная – 16,8 млн рублей. Заявки подали четыре потенциальных поставщика. Троих аукционная комиссия к участию в конкурсе не допустила. И в результате госзаказчик уже готовился «ударить по рукам» с единственным претендентом на исполнение заказа по максимальной цене, без какой бы то ни было экономии бюджетных денег. Самое удивительное в таком «стечении обстоятельств» то, что счастливым победителем в несостоявшемся состязании оказалось предприятие, зарегистрированное на территории поселка Молодежный в Иркутске. Удобства такого исхода для заказчика и снабженца, случайно оказавшихся близкими соседями, конечно, неоспоримы. Но вот беда, отставные соискатели заказа не согласились с теми основаниями, на которых они были отвергнуты аукционной комиссией, и подали жалобы в региональный антимонопольный орган.

В ходе расследования всех материалов этого дела обнажились удивительные подходы ИрГСХА к составлению конкурсной документации и вольности в трактовке соответствующего закона № 94-ФЗ. Во-первых, три конкурсные заявки были «завернуты» до начала аукциона по основаниям, которые в самом деле противоречат закону. Желающим состязаться за право поставок хозяйствующим субъектам указали на то, что поставки угля не указаны в их уставах в качестве основного вида экономической деятельности. Но такого не требует ни одна буква современного российского законодательства. Любое официально зарегистрированное коммерческое предприятие вправе заниматься любой прибыльной деятельностью, не запрещенной законом. Придирки к частностям уставных документов, ограничивающие количество участников конкурса, нарушают ряд пунктов закона о размещении заказа. Кроме того, в условиях конкурса говорится, что поставлен должен быть непременно уголь марки «ирша-бородинский» – и никакой другой. Такое прямое указание на конкретную марку угля, а фактически – на место его добывания (разрез Бородинский – филиал ОАО «СУЭК-Красноярск») запрещено. Законодатель четко определил: документация об аукционе не может содержать указания на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или его производителя. Иными словами, нельзя, чтобы конкурсная документация включала в себя какую-то информацию, заведомо ограничивающую конкуренцию среди желающих получить заказ.

В качестве обоснования своей уязвимой позиции организаторы конкурса ИрГСХА представили антимонопольному органу совсем уж неожиданный документ – технический паспорт котла, установленного в котельной вуза. Вернее, не сам техпаспорт, а его ксерокопию. Колонки с техническими характеристиками в нем почему-то заполнены от руки неким функционерам Бийского котельного завода, если верить подписи. В графе «Расчетный вид топлива и его теплота сгорания» значится «ирша-бородинский бурый уголь». Всякий, кто хоть немного понимает в марках угля, знает, что ирша-бородинский – не марка, а месторождение в Канско-Ачинском бассейне. Маркам же угля имена собственные вообще не присваиваются, если заглянуть даже мельком в межгосударственный стандарт. В терминах этого стандарта котельной ИрГСХА требуется уголь «2бр». А он вырабатывается на многих разрезах как Канско-Ачинского бассейна, так и других угольных регионов. Требовать именно ирша-бородинской «породы» аукционная комиссия могла лишь в надежде на невнимание контролирующих органов. Но иркутские блюстители чистоты госзаказа основательно вникли в технические аспекты вопроса и не позволили скрыть истину под фиговым листком. Странно, что в минувшие отопительные сезоны котлы сельхозакадемии не требовали никаких топливных изысков, а уж тем более – «птичьего молока», то есть угля, который фактически не существует. И вдруг именно нынче нагревательные приборы, установленные еще в 2002 году, проявили странную прихоть.

Конечно, все двусмысленные доводы госзаказчика антимонопольным управлением были отвергнуты как неосновательные. ИрГСХА признана нарушившей закон о размещении заказа, виновным выдано предписание аннулировать результат аукциона. Это предписание было исполнено. Но сельхозакадемия все-таки заключила контракт на закупку угля у «Промресурса» на сумму, равную четверти стартовой цены заказа – 4,3 млн рублей. По версии вуза, его руководство пошло на это, вынуждаемое «обстоятельствами непреодолимой силы», а именно: еще не окончившимся отопительным сезоном (до финиша которого оставались считанные дни), холодной прошедшей зимой, расходом неснижаемого остатка топлива и аннулированным итогом конкурса. Согласно действующим правилам, ни одно из перечисленных обстоятельств не может считаться чрезвычайным. Покупка угля у «Промресурса» в таком контексте – не что иное как новое самоуправство и беззаконие со стороны уважаемого учебного заведения.

Поэтому Иркутское УФАС направит иск в арбитражный суд Иркутской области о признании незаконной и этой сделки купли-продажи. Кроме того, материалы по данному делу направлены в областную прокуратуру, прокуратуру Иркутского района, в ГУВД, министерство сельского хозяйства для оценки фактов расходования бюджетных средств.

Сельхозакадемия в свою очередь пытается обжаловать решения и предписание УФАС в арбитраже. Но специалисты контрольного ведомства уверены: должностным лицам, виновным в нарушении закона, придется заплатить штрафы, исчисляемые десятками тысяч рублей. Ведь у них это далеко не первое нарушение, и спросят за него суровее обычного.