Учебная авиакатастрофа

Ту-154 совершил аварийную посадку в Иркутском аэропорту. Это не печальная новость, а учения, организованные по инициативе ГУ МЧС России. Такие мероприятия проводятся ежегодно. Их цель – закрепить и усовершенствовать навыки ведения работ службой пожаротушения и спасательными подразделениями в случае авиационных происшествий.

В этом году учения приурочены к комплексной инспекторской проверке ГУ МЧС России по Иркутской области.

По легенде, когда Ту-154 находился в воздухе, его пилот сообщил диспетчеру о пожаре в правом двигателе. В это время на борту находилось сто пассажиров и двенадцать членов экипажа. В баках воздушного судна оставалось десять тонн горючего.

По тревоге к полосе, где ожидалось экстренное приземление лайнера, в течение трех минут стягивается личный состав ведомственной пожарной части аэропорта. Минутой позже встречать аварийный борт приезжают огнеборцы второго отряда Федеральной противопожарной службы. В течение следующих 25 минут, когда самолет находится еще в воздухе, к ним присоединяются сотрудники Аварийно-спасательных служб Иркутска и области, бригады «Скорой медицинской помощи» и медицины катастроф, а также представители Восточно-Сибирского управления внутренних дел на транспорте. Всего в учениях задействовано 75 человек и 20 единиц техники.

– В ходе таких учений мы проверяем организацию управления пожарными и спасательными формированиями при тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ на воздушном судне. Это хорошая тренировка для личного состава на случай реальной авиакатастрофы, – комментирует Дмитрий Дудин, заместитель начальника Управления пожаротушения ГУ МЧС России по Иркутской области. – Для нашего города эти учения имеют большое значение, ведь аэропорт «Иркутск» является воздушными воротами всей Восточной Сибири. Ежедневно он принимает и отправляет до нескольких сотен рейсов, в том числе и международных.

После посадки самолета ситуация осложняется поломкой шасси и крыла. Топливо из поврежденного бака вытекает на полосу и возгорается. Пламя перекидывается на аварийные надувные трапы, что приводит их в негодность. В салоне паника. Появились первые пострадавшие: трое пассажиров, по сценарию учений, пытаясь спасти свои жизни, выпрыгивают из эвакуационных люков с высоты третьего этажа наружу и получают травмы ног.

– Обстановка учений приближена к реальной насколько это возможно, – продолжает Дмитрий Дудин. – В случае аварийной посадки самолета дальнейшее развитие событий трудно спрогнозировать точно на сто процентов. Поэтому мы составляли план учений, исходя из наименее благоприятного варианта.

В считанные минуты после приземления происходит тушение пламени от разлившегося по полосе топлива. Параллельно этому спасатели, пожарные и звенья газодымозащитной службы производят тушение огня внутри самолета, эвакуируют пассажиров и членов экипажа из задымленного салона. Пострадавшие с различными травмами доставляются на носилках медикам. Помощь оказывают и дежурные психологи МЧС.

– Наша задача – помочь людям прийти в себя. В течение получаса они чувствовали то, чего в обычной жизни не доводилось испытывать большинству людей. Это страх, паника, неопределенность, связанная с реальной угрозой их жизни в закрытом пространстве на большой скорости, – говорит Богдана Васильева, старший психолог отдела воспитательной работы и психологического обеспечения управления кадров ГУ МЧС России по Иркутской области. – Психологическая служба МЧС в нашем регионе уже имеет опыт работы во время настоящих авиационных инцидентов. В 2006 году после аварийной посадки самолета А-310 нам пришлось столкнуться с несколькими десятками пострадавших пассажиров. Поэтому мы знаем на собственном опыте: тяжело в учении – легко в бою.

Когда огонь в салоне потушен, на борт самолета поднимаются сотрудники органов внутренних дел на транспорте, чтобы приступить к первым следственно-оперативным мероприятиям.

Благодаря слаженным действиям различных ведомств учебная авиакатастрофа обошлась без человеческих жертв. Результаты, полученные в ходе мероприятия, организаторы в ближайшее время проанализируют, чтобы в дальнейшем улучшить показатели работы ведомств в случае реальных происшествий.