10 лет и 10 дней, которые потрясли мир

В «Эрмитаже» открылась выставка Даши Намдакова

26 февраля в культурной столице России Санкт-Петербурге состоялась знаковое для Иркутска событие. В залах Государственного Эрмитажа открылась выставка работ современного бурятского художника и скульптора Даши Намдакова «Вселенная кочевника. Ностальгия по истокам».

Экспозиция состоялась в контексте демонстрации шедевров археологической коллекции музея, ведь Эрмитаж не делает отдельных персональных выставок современных художников, а рассматривает искусство как непрерывный во времени процесс развития цивилизации.

Глядя на работы Даши Намдакова, с этой сентенцией вряд ли кто поспорит. Но для иркутян – ценителей творчества скульптора важнее другое. Выставка в Эрмитаже – это мировое признание таланта Даши Намдакова, уровень, который трудно превзойти, выставляясь во многих национальных музеях мира. Тем более приятно, что автор посвятил это событие своей первой персональной выставке, которая состоялась в иркутском художественном музее им. В.П. Сукачева ровно 10 лет и 10 дней назад. И тем более приятно, что на открытие в Эрмитаже автор пригласил заместителя директора по науке художественного музея, искусствоведа, который помогал ему сделать первую выставку в Иркутске, Татьяну Огородникову. Специально для газеты «Областная» она рассказала о событии и вспомнила выставку десятилетней давности.

– На открытии выставки очень часто упоминали Иркутск, и это было приятно, – рассказала Татьяна Огородникова. – О нашем городе говорил заместитель директора Эрмитажа Владимир Матвеев, и сам Даши Намдаков вспоминал о том, как пришел в музей никому не известным художником, а на следующий день проснулся знаменитым. Это, конечно, условно, не буквально, но фактически так и есть.

Тогда с просьбой выставить работы скульптора в Иркутске обратилась искусствовед Надежда Комарова. Кстати, мало кто знает, что его первая выставка должна была состояться в 1999 году, но Даши Намдаков не смог тогда собрать работы. Музей поверил автору во второй раз, но выставку запланировал всего на десять дней. Однако потом ее пришлось продлевать. Татьяна Огородникова вспоминает, что очень боялась – вдруг на открытие никто не придет, обзвонила ведущих художников Иркутска и попросила, чтобы они пришли поддержать начинающего талантливого автора.

Но беспокойство было напрасным, выставка произвела настоящий фурор.

– На открытие пришло такое количество людей, что нам пришлось произносить официальные речи, стоя на центральной лестнице, потому что залы, где выставлялись работы, не могли вместить всех желающих, – рассказала Татьяна Огородникова. – Для меня до сих пор загадка – почему так произошло. Даши на тот момент действительно был художником неизвестным, никто особенно его не пропагандировал, мощной рекламной кампании тоже не было. А люди стояли до самого входа в музей, и у таких известных художников как Анатолий Алексеев, Борис Бычков, Анатолий Лодянов горели глаза. Они были просто заворожены работами Намдакова! После открытия он мне сказал: Татьяна Петровна, сегодня мне исполнилось 33 года. Никто ведь даже на знал об этом, и такое совпадение можно расценивать как мистическое.

В творчестве Даши Намдакова действительно очень много загадок. Одна из них – почему работы скульптора одинаково нравятся президентам и рядовым зрителям, интеллигенции и людям, далеким от искусства.

– Это еще один феномен Даши Намдакова – он художник для всех, – считает Татьяна Огородникова. – Помню, первая выставка получилась необычная, и люди стали на нее сразу стали приходить, звонить. И самое удивительное, что один за другим пошли иркутские художники. И у всех был огромный интерес, без всякого скептицизма и творческой зависти. К нему как-то все были сразу расположены. И главное, что с течением времени это отношение не изменилось, несмотря на его известность. И сам Даши остался человеком добрым и искренним. А еще меня поразили простые зрители. Никогда не забуду, как к его «Шаману» много раз приходила одна учительница, которая призналась, что работа запала ей в самую душу.

Еще один феномен человека и скульптора Даши Намдакова заключается в его стойком иммунитете к «звездной болезни». Его поведение действительно почти не изменилось за эти десять лет. Разве что он стал менее застенчивым. Сам он объясняет это феномен просто:

– Я не чувствую себя знаменитым. Честно. И знаком с людьми действительно известными и знаменитыми, каждый из них личность, но при этом каждый прост… Возможно, мне везет с людьми. Например, у меня есть большой друг и учитель – Сергей Бодров, его действительно знает весь мир. Часто доводилось с ним бывать в разном обществе, и каждый раз я горжусь и любуюсь им, это пример для подражания, а ведь таких много. Мне однажды мой духовный учитель, шаман мощный, сказал: в твоих успехах нет твоей заслуги, это заслуги твоих предков, накопленные веками, а ты лишь передаточное звено, через тебя они транслируют накопленную информацию… С этим я абсолютно согласен, но я могу гордиться тем, что достаточно трудолюбив. Правда же?

Даши Намдаков действительно фантастически трудолюбивый и смелый человек. Ведь для того чтобы следовать своему призванию нужна уверенность и настойчивость. И скульптор не останавливается на достигнутом, а постоянно развивает свой талант.

– Я сравнивала две эти выставки, – поделилась впечатлениями Татьяна Огородникова. – Первая была очень личностная. В то время у Даши было выраженное очеловечивание образов, как будто эти скульптуры были лично для тебя сделаны. Потом художник постепенно стал переходить на более крупные формы. Сейчас экспозиции Даши отличаются цельностью, поскольку его работы тяготеют к монументальности и высокому синтезу. Так происходит всегда – большой мастер растет от мелких форм к крупным. У Даши виден огромный творческий рост и потенциал, ведь он сейчас делает даже памятники.

Кстати, миниатюрная копия одного из них, посвященного царице Тамирис, есть в экспозиции Эрмитажа. Всего в экспозиции представлено более 100 произведений скульптуры, графики и ювелирного искусства. Там же, на полках одного из самых значительных музеев мира, стоит отлитый в бронзе миниатюрный бабр. И хочется надеяться, что памятник этому фантастическому символу Иркутска все-таки появится на одной из улиц нашего города. Сам Даши Намдаков признается, что очень любит Иркутск и счастлив возможности открыть свою мастерскую в 130-м квартале.

– Я прекрасно понимал, что, переезжая с семьей в Москву, придется столкнуться с разного рода проблемами, – вспоминает Даши Намдаков. – Особенно было неудобно перед иркутянами, ведь этот город так хорошо нас принял, а какая у меня была мастерская, до сих пор скучаю по ней. А сколько друзей у нас там появилось! Стыдно было, но я решился все-таки и поехал… Сейчас я ни о чем не жалею, но счастлив, что губернатор Дмитрий Мезенцев предложил мне построить мастерскую в 130-м квартале. Я верю в этот проект и надеюсь на его успешное воплощение.

Из статьи «Между прошлым и будущим» к каталогу выставки сотрудника Эрмитажа Елены Корольковой: «Даши Намдаков, несомненно, явление в искусстве. Не только в бурятском, не только в российском, не только в современном – в искусстве вообще, вне времени и пространства. Его почерк неповторим: ощущение формы, пластики, движения, чувство гармонии в его работах безупречно и вместе с тем самобытно. Изысканный эстетизм его произведений ни с кем и ни с чем не сравним. Они прекрасны какой-то нездешней красотой: красотой грез и сновидений. При этом его изобразительный язык выверенно лаконичен и точен, а власть над линией безгранична».