Долгосрочный диагноз

Плюсы и минусы Стратегия развития здравоохранения – 2020

Как улучшить здоровье населения Приангарья, повысить качество медицинских услуг и поднять имидж профессии врача? Вот одни из главных вопросов, на которые должна ответить долгосрочная отраслевая стратегия. Документ, на создание которого ушел год, был представлен в пятницу на заседании регионального правительства.

С момента опубликования на сайте минздрава области к нему поступило более тысячи замечаний и предложений, которые позволили усовершенствовать первоначальный вариант. Однако по итогам обсуждения губернатор Дмитрий Мезенцев предложил Стратегию доработать, придав ей прикладной характер и сделав максимально доступной для понимания граждан.

Вызовы отрасли

– Когда мы ставили задачу о разработке Стратегии развития здравоохранения, мы хотели, чтобы она была понятна абсолютному большинству жителей области. Необходимо рассказать людям, какие медицинские услуги они имеют право гарантированно получить от государства, а какие – за собственные деньги, кто должен платить за госпитализацию и лечение, как работает страховая медицина, куда обращаться в случае врачебной ошибки и так далее, – начал разговор Дмитрий Мезенцев.

Представляя документ, министр здравоохранения Иркутской области Гайдар Гайдаров отметил, что его основная цель заключается в улучшении здоровья населения за счет повышения доступности, качества медицинской помощи и развития профилактической направленности в отрасли. А для этого предстоит усовершенствовать систему ее финансирования, обеспечить лечебные учреждения необходимыми кадровыми и материально-техническими ресурсами, повысить эффективность управления здравоохранением. 

Сегодня же перед отраслью стоят серьезные вызовы. Это и низкая продолжительность жизни населения – 65 лет (по этому показателю мы лишь седьмые в Сибирском федеральном округе), и широкое распространение социально опасных заболеваний – туберкулеза, ВИЧ-инфекции, сифилиса, а также отсутствие эффективной пропаганды здорового образа жизни, недовольство граждан качеством медицинских услуг и другие.

– У нас еще не было стратегий, рассчитанных на столь длительный срок. Существовали только краткосрочные концепции, да и те не контролировались, – посетовал Гайдар Гайдаров. – Сейчас нет единой системы здравоохранения в городах и прилегающих к ним районах, не развито государственно-частное партнерство в отрасли, не функционирует новая система оплаты труда.

Еще одна проблема – наличие неэффективных бюджетных расходов, которые, по словам министра, составляют 4,3%. Однако к 2020 году их долю планируется снизить до 1,25%.

– Затрачивая на здравоохранение значительные средства из областного бюджета (в 2009 году – более 8 миллиардов рублей), мы вправе рассчитывать на то, что их эффективность будет повышаться. Пока по этому показателю мы находимся много ниже 70-го места среди субъектов федерации, – подчеркнул Дмитрий Мезенцев.

Точки прорыва

Приоритетными направлениями реализации Стратегии Гайдар Гайдаров назвал развитие первичной медико-санитарной помощи и эффективного менеджмента, повышение укомплектованности лечебных учреждений кадрами (к 2020 году – на 36%), организацию непрерывного обучения медработников и формирование регистра специалистов, внедрение стационар-замещающих технологий и научных разработок, продолжение работы по созданию специализированных медицинских центров. На данный момент они функционируют в Усть-Орде, Братске, Саянске, Усть-Илимске, Зиме, Ангарске, Иркутске. Наряду с ними появляются центры здоровья, главной задачей которых является пропаганда знаний о здоровом образе жизни среди населения. В 2009 году открыто девять таких центров, в этом начнут действовать еще 12, а в перспективе они появятся в каждом населенном пункте области.

В результате проведения всех «стратегических» мероприятий более чем значительно (от 42 до 83%) должен снизиться уровень смертности жителей области – как от болезней, которые в настоящее время «процветают» в регионе, так и от внешних причин. Такие оптимистичные цифры насторожили губернатора:

– Если не удалось кардинально улучшить ситуацию за ушедшие десять лет, которые были не самыми плохими в экономическом плане, так за счет чего мы хотим добиться невероятного успеха за предстоящее десятилетие, которое попадает на период кризиса? Появятся прорывные технологии? Или по 14 часов в сутки работать будем? Или объединимся с другими субъектами? Где точки прорыва? Мы не должны вызывать у людей неверие и казаться романтиками, не знающими жизни!

Четких ответов на серию вопросов главы региона у министра не нашлось. Правда, он отметил, что произойдет серьезное снижение уровня смертности от внешних факторов, в частности, в результате дорожно-транспортных происшествий. Дело в том, что с 2011 года Иркутская область войдет в список регионов, где будет реализовываться пилотный проект по строительству травматологических центров в районе дорог федерального значения. И тут же созрело конкретное предложение – организовать вдоль трассы М-53 дежурство двух оборудованных автомобилей с опытными травматологами «на борту». На просьбу губернатора изыскать в бюджете региона средства на приобретение или заказ таких машин возражений ни от министерства финансов, ни от депутатов не последовало. Действительно, в необходимости мобильных травмоцентров сомневаться не приходится – по статистике, более 62% погибших в ДТП людей можно было бы спасти при своевременном оказании медицинской помощи.

Один из акцентов в развитии отрасли, как заявил Гайдар Гайдаров, будет сделан на профилактической работе, которая, по его словам, в настоящее время муниципальными образованиями практически не ведется. На особом контроле – диспансеризация населения. Так, в этом году дополнительное обследование пройдут 150 тыс. человек, а по программам обязательного медицинского страхования амбулаторно-поликлинических учреждений – еще 700 тыс.

Глобальные эффекты – через десятилетие

Каковы же эффекты от воплощения в жизнь Стратегии-2020? Для населения – это высококачественная медицинская помощь, сокращение личных расходов, предупреждение недугов на ранних стадиях, своевременное и доступное лекарственное обеспечение. Работники сферы здравоохранения смогут рассчитывать на рост заработной платы, улучшение условий труда и повышение имиджа своей профессии. Медучреждения будут получать государственные заказы на профилактические мероприятия и развиваться в конкурентной среде. А для всей области, по словам Гайдара Гайдарова, Стратегия станет просто манной небесной:

– Это улучшение здоровья граждан, новый импульс в развитии экономики, дополнительный вклад в валовый региональный продукт за счет увеличения численности работающего населения, сохранение социальной и политической стабильности в области.

А пока, как стало ясно из эмоционального выступления сельского врача Светланы Григорьевой, медикам в небольших населенных пунктах не хватает даже самого необходимого:

– У нас есть кому работать, есть где работать, только вот нечем.

Ближе к народу и современным реалиям

Вместе с тем во время обсуждения документа в его адрес прозвучало немало критических замечаний и дополнений. Так, специалисты министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Приангарья указали разработчикам на необходимость оптимизировать сеть лечебных учреждений, дабы сократить бюджетные издержки, и более оперативно приступить к преобразованию их в автономные организации. Согласно Стратегии, это планируется сделать не ранее 2017 года. Кроме того, экономисты считают, что в отрасль следует внедрять инструменты системы «Электронного правительства», сместить центр управления в сторону первичного звена, а также синхронизировать положения документа с профильными целевыми и ведомственными программами.

Ряд системных ошибок в Стратегии иркутского здравоохранения нашел заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по охране здоровья Сергей Колесников, принявший участие в дискуссии. На его взгляд, в документе нет четкого разделения полномочий между уровнями власти, недостаточно внимания уделено ресурсному обеспечению, вопросам менеджмента и мерам по повышению финансирования отрасли (причем на федеральный центр депутат ГД призывал особо не рассчитывать), слабо отражены принципы взаимодействия с общественными медицинскими объединениями. Помимо этого, некоторые идеи документа не соотносятся с рассматриваемыми на государственном уровне законами. В частности, это касается перспектив создания автономных учреждений.

– Я считаю, что Стратегия должна быть приведена в соответствие с новыми реалиями, – заявил Сергей Колесников. – И нужно помнить, что медицинская помощь – это инструмент социального выравнивания. И если мы ее таковой не сделаем, то вызовем еще большее недовольство населения.

С тем, что документ нуждается в доработке, согласился и Дмитрий Мезенцев. И поставил срок: до 15 апреля. До этого времени также планируется обговорить возможности реализации Стратегии с главами всех муниципалитетов области.

– Давайте сделаем ее менее академичной и более прикладной. Может быть, это будет подпрограмма или пояснения, которые мы должны представить людям. Думаю, мы предложим редакциям газет опубликовать информацию минздрава области о том, какую медицинскую помощь можно получать бесплатно, а за что придется заплатить, какие категории граждан имеют право на получение льготных лекарств. Это будет своего рода памятка, с которой люди могут прийти в поликлинику, – отметил губернатор.   

Правительство гарантирует выполнение обязательств в сфере здравоохранения

Губернатор Дмитрий Мезенцев подписал постановление «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в Иркутской области на 2010 год».

В программу включен перечень лечебно-профилактических учреждений региона, виды медицинской помощи, список заболеваний, при лечении которых оказывается бесплатная медицинская помощь. Также в документе указан список лекарственных средств и источники финансирования таких услуг. Программа предусматривает порядок, критерии качества и доступности предоставляемой бесплатно медицинской помощи.

Финансирование программы будет осуществляться за счет средств, предусмотренных в бюджетах разных уровней и в казне Территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области на 2010 год.