01.06.2009 12:00
Рубрики
Экономика
Теги
01.06.2009 12:00

Кто виноват в «кровопускании» бюджета?

Депутаты предлагают переходить от констатации фактов к наказанию виновных

Месяц назад комиссия по контрольной деятельности Законодательного Собрания исследовала эффективность использования бюджетных средств, идущих на закупку медицинского оборудования. На своем последнем заседании она вновь вернулась к этому вопросу.

Как выяснила проверка Контрольно-счетной палаты Иркутской области, вредят делу несогласованность между медицинскими учреждениями и махровый бюрократизм их сотрудников. Пример тому – поставка оборудования для переливания крови. На эти цели в прошлом году федеральный бюджет щедро выделил 132 млн. рублей. Казалось бы, надо срочно заключить контракты с поставщиками, обучать людей и запускать ценную аппаратуру в работу. Но никто не спешил вливать свежую техническую «кровь» в областную медицинскую систему. Лишь в конце прошлого – начале нынешнего года стали осуществляться поставки заказанного оборудования.

Однако складывается впечатление, что оно оказалось в Иркутске незваным гостем. Немецкий мобильный пункт заготовки крови, способный одновременно брать материал у пятерых доноров, который был с восторгом продемонстрирован журналистам, третий месяц пылится в гараже, проедая по 500 рублей в месяц за стоянку. Нет денег на зарплату водителю и бензин. Новенький биохимический анализатор крови стоимостью 1 млн. рублей вот уже полгода лежит мертвым грузом из-за отсутствия источника бесперебойного питания. Стоимость этого источника – 22 тыс. рублей. Сравните: миллион и 22 тыс. Это то же самое, что купить дорогой костюм и пожадничать на приобретение пуговиц.

О стиле руководства станции переливания крови можно судить по истории с камерой для длительного хранения крови и плазмы крови. Вещь, как говорится, архинужная. Стоит она со всеми своими компрессорами немалых денег – 10 млн. рублей. И габариты имеет внушительные: семь метров в длину, три – в ширину. Чтобы ее разместить, необходимо специальное помещение.

Помещение нашли, но ему требовался ремонт. Произвести его нужно было к октябрю прошлого года. Но сроки так затянули (до сих пор не закончили), что федеральные власти вышли из терпения и ото-

слали холодильную камеру в другой, более расторопный, регион. И хотя главврача станции сняли с работы, упущенного уже не вернешь.

Еще одна поразительная история приключилась с закупкой оборудования для сосудистых центров. На это Иркутской области и Красноярскому краю были выделены из федерального бюджета одинаковые суммы – по 241 млн. рублей. Как выяснили аудиторы КСП, на эти деньги красноярцы сумели приобрести 11 единиц высокоточной медицинской аппаратуры: томографов, ультразвуковых сканеров, ангиографическое и хирургическое оборудование. Иркутянам же удалось купить всего лишь девять аппаратов. И для того чтобы расплатиться за них, пришлось добавить из областного бюджета 15 млн. рублей. Подсчитано, что переплата иркутян составила порядка 70 млн. рублей.

Кто виновен в этом «кровопускании» бюджета? По мнению членов комиссии ЗС, пришла пора досконально разобраться с деятельностью областного агентства по госзаказу. По мнению депутата Александра Битарова, необходимо переходить от констатации фактов разбазаривания бюд-

жетных денег к поиску и наказанию конкретных виновников.

– Это красноярцы могли допустить переплату, их бюджет не чета нашему, он выдержит. А мы должны экономить каждую тысячу, не говоря уж о миллионах. Я считаю, что коль область потеряла деньги, за это кто-то должен ответить.

А нужно ли нам вообще агентство по госзаказу? Этот вопрос депутат Илья Сумароков адресовал региональному министру здравоохранения Юрию Олефиру:

– Вы лучше знаете то, что вам нужно, знаете рынок, вам и карты в руки.

По мнению министра, они, конечно, могут закупать оборудование напрямую, и так, наверное, будет выгоднее, но для этого им нужно подготовить штат людей: «Не забывайте, агентство обслуживает не только нас, но и других областных заказчиков. Если мы отпочкуемся, это не значит, что агентство перестанет существовать».

По предложению Тимура Сагдеева члены комиссии ЗС приняли решение создать рабочую группу, которая бы вплотную занялась проверкой деятельности областного агентства по госзаказу в плане эффективности использования бюджетных средств.

В числе других вопросов комиссия ЗС заслушала и результат проверки местного бюджета в Свирске. Больших прегрешений аудиторы КСП не обнаружили, констатировав лишь сложное финансовое положение этого провинциального городка, в общем-то, самое обычное для нынешних времен. Его годовой бюджет составляет 262 млн. рублей, и на 80% дотационный. Аудиторы рекомендовали мэрии ужесточить финансовую дисциплину и повысить доходность от аренды муниципальной собственности. Депутаты в свою очередь предложили мэру Владимиру Алферову создать контрольный орган, который бы стоял на страже местного бюджета.

Завершая заседание, Тимур Сагдеев сказал:

– Президент четко обозначил задачи, над которыми должны работать все уровни власти. Я считаю, что главным направлением работы нашей комиссии должна стать следующая триада: режим жесткой экономии бюджетных средств, совершенствование механизма госзакупок, эффективное расходование областного бюджета.