10.04.2009 12:00
Теги
10.04.2009 12:00

Защищая конституционное право

Жители Приангарья стали чаще обращаться в прокуратуру и Госинспекцию труда Прокуратура поставила защиту трудовых прав граждан в свои приоритеты, а Государственная инспекция труда работает без выходных. Количество обращений в эти инстанции по сравнению с прошлым годом выросло в разы. В основном люди жалуются на задержки зарплаты и незаконные увольнения. Тем временем и в Инспекции труда, и в прокуратуре констатируют: многие работодатели стали использовать кризис, чтобы сэкономить деньги или избавиться от неугодных работников. О том, как защитить право на труд, прописанное в Конституции РФ, рассказывает наш репортаж.

 

(Рисунок Вячеслава Шилова)

Бухгалтер-инвалид против работодателя

Иркутянка Татьяна Морозова уже не первый месяц пытается восстановиться на прежнее место работы. Женщина несколько лет была бухгалтером расчетного центра одного коммунального предприятия. В прошлом году ее уволили по статье. Формальным поводом для этого стали два заявления от граждан, которым Татьяна Морозова якобы отказалась дать пояснения по начислению квартплаты, отправив к главбуху. У нее самой другая версия случившегося:

– Раньше мы входили в состав другого предприятия, никаких проблем с начальством не было. Потом произошла реорганизация, и новое руководство ясно дало нам понять, что на наши места есть другие кандидатуры. Я не стала искать дружбы у новых начальников. На корпоративных застольях не сидела, на природу с коллективом не выезжала. Мне просто не позволяет здоровье.

Дело в том, что Татьяна Морозова является инвалидом третьей группы: заболевание легких она получила, когда раньше работала в прачечной. Нормы техники безопасности, по словам женщины, там не соблюдались, вытяжки не было, а пар и синтетические моющие средства негативно повлияли на здоровье. Поэтому, уже будучи бухгалтером расчетного центра, она имела право на неполный рабочий день. А такие льготы инвалидов редко устраивают работодателей…

Сразу после увольнения весной 2008 года Татьяна Морозова попала в больницу. По ее заверениям, приказа в тот момент она не получала, так же, как и уведомления о необходимости явиться в контору за трудовой книжкой. Женщина решила восстановить свое конституционное право на труд и подала исковое заявление в суд на работодателя.

Однако несведущая в делах Фемиды иркутянка отправила документы по почте в мировой суд, тогда как подобные дела рассматривает федеральный судья. Поэтому положенное по закону время обращения в судебную инстанцию (один месяц после увольнения) было упущено. Об этом в своем решении в октябре 2008 года указал Ленинский суд Иркутска. В свою очередь прокуратура Ленинского района внесла кассационное представление на данное решение и просила рассмот-

реть дело уже в судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда.

Не поддавайтесь на «ласковое увольнение»

История с увольнением Татьяны Морозовой началась еще задолго до пресловутого кризиса. Сейчас же подобных случаев на предприятиях различных форм собственности стало гораздо больше. Многие люди в такой ситуации попросту теряются и не знают, как защищать себя. Правовое просвещение у нас пока, увы, остается на низком уровне. Например, Татьяне следовало сразу, когда начались трудности во взаимоотношениях с руководством, обратиться в Государственную инспекцию труда в Иркутской области. В прошлом году специалисты этого ведомства сумели в досудебном порядке восстановить на работе 18 человек. А сейчас Инспекция буквально завалена обращениями граждан.

– И в прошлые годы было немало жалоб, но сейчас их стало значительно больше, – говорит заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Иркутской области по правовым вопросам Любовь Бендер. – Работодатели стараются каждое расторжение трудового договора преподнести под маркой кризиса. Хотя нарушения законодательства во многих случаях объясняются не кризисом, а недобросовестностью руководителя, который пытается избавиться от неугодных сотрудников любым путем. Сейчас в отделах кад-

ров есть такое понятие – «ласковое увольнение». Это когда работника уговаривают написать заявление об уходе по собственному желанию, а не по сокращению штатов. Если же человек не желает увольняться, то возникает трудовой конфликт, а работодатель говорит: «Раз ты не хочешь писать заявление по собственному желанию, я найду повод тебя уволить по статье».

Инспекция работает практически в авральном режиме. Если в прошлом году здесь принимали обращения граждан три раза в неделю, то теперь ведут прием и по выходным дням. Как правило, работают до последнего посетителя. Сотрудники отмечают, что чаще всего люди приходят к ним уже по факту увольнения, хотя его можно было бы предотвратить, обратись они заранее. Но многие, даже понимая, что приказ неизбежен, до последнего надеются сохранить место работы.

На руководителей уже постфактум жалуются и по другим поводам: невыплата компенсации за отпуск, неправильно начисленный районный коэффициент, нарушения правил техники безопасности на производстве. Эта информация становится поводом для проведения проверки на предприятии.

– В компетенцию Инспекции труда входит проведение комплексных проверок по двум направлениям – охрана труда и правовые вопросы. По результатам составляется акт, и если обнаружены нарушения законодательства, мы вручаем руководителям предписания об их устранении. Этот документ является обязательным для выполнения и приравнивается к решению суда в первой инстанции. Если законодательство нарушено, то работодатель обязательно привлекается к административной ответственности. Она бывает двух видов – штраф или дисквалификация, – поясняет Любовь Бендер.

Незаконные увольнения и невыплаты зарплаты это сейчас главные проблемы, которые приходится решать инспекторам труда. Самый известный пример – ситуация на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате. Сменяющие друг друга директора предприятия не раз отчитывались перед сотрудниками Госинспекции, получали предписания и штрафы. Но не только в Байкальске нарушают трудовые права людей.

– К нам обращался коллектив Иркутского областного радиотелевизионного передающего центра. Там взяли за правило следующее: как только работник достигает пенсионного возраста, его переводят на срочный трудовой договор на один год. А по истечении срока действия договора – увольняют. Это нарушение. Нельзя идти на подписание такого документа, так же, как и не стоит писать заявление об уходе по собственному желанию, поскольку потом трудно доказать, что человека действительно заставили уйти, – подчеркивает Любовь Бендер.

Сейчас здесь постоянно проводят мониторинг и каждые десять дней подводят итоги. Например, в первую декаду марта инспекторы провели 16 проверок, по требованию инспекторов была выплачена зарплата 104 работникам (общая сумма – 729 тыс. рублей), оштрафовано 12 работодателей (на 95,5 тыс. рублей).

Боитесь начальства? Идите к прокурору!

Решить трудовой конфликт в досудебном порядке помогают и сотрудники прокуратуры. Когда поступает информация о возможном нарушении законодательства, прокурор вызывает руководителя предприятия и объявляет ему официальное предостережение. Как правило, это имеет действие на должностных лиц.

Еще одна форма прокурорского реагирования – представление, когда по результатам проверки работодателю направляются требования об устранении нарушений трудовых прав. Это касается выплаты заработной платы, соблюдения правил техники безопасности, охраны труда, режима рабочего дня и т. д.

В 2008 году прокуроры внесли 1 тыс. 456 представлений, где ставили вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности, возбудили 794 дела об административных правонарушениях и 13 уголовных дел. Всего же в течение года на территории Иркутской области прокурорами было выявлено 10 тыс. 364 нарушения трудовых прав граждан. И по каждому из них приняты меры прокурорского реагирования.

– Недавно в Новосибирске, где в режиме видеоконференции проводилась коллегия Генеральной прокуратуры РФ, генпрокурор Юрий Чайка напомнил, что сейчас вопросы соблюдения социальных и трудовых прав граждан поставлены во главу угла, и потребовал использовать все наши полномочия для их защиты, – говорит заместитель прокурора Иркутской области Андрей Некрасов. – Поверьте, как на уровне Генеральной прокуратуры РФ, так и областной приняты очень серьезные документы – указания, методики. Также произошли изменения в работе всех городских и рай-

онных прокуратур, ведется полный мониторинг. В каждом случае выявления нарушения трудовых прав или предпосылок к этому проводятся проверки.

Андрей Некрасов отметил, что сегодня в правоохранительном ведомстве проводится серьезная аналитическая работа. В связи с ухудшением социально-экономической ситуации прокуроры прогнозируют рост нарушений трудовых прав граждан, главным образом – невыплат зарплаты.

При этом органы надзора должны выяснять, что становится причиной возникновения задолженности – недобросовестность руководителя или объективные финансовые трудности. Андрей Некрасов привел такой пример: на Алексеевской РЭБ флота задолжали зарплату работникам. Прокурор Киренского района в ходе проверки выявил, что самой ремонтно-эксплуатационной базе должны серьезную сумму другие предприятия, и в отношении их руководителей принял соответствующие меры. В результате должники вернули РЭБ 3 млн. рублей, и люди получили жалованье.

Но обычно именно сами руководители в собственных корыстных целях отказываются рассчитываться с работниками в положенный срок:

– В 2008 году прокурорами области за повторное неисполнение норм трудового законодательства, в частности за то, что вовремя не выплачивали зарплату в течение двух месяцев, были дисквалифицированы восемь руководителей. В текущем году уже лишились возможности занимать руководящие должности два человека. Хотелось бы, чтобы со страниц вашей газеты прозвучало: свои права необходимо защищать. В том числе путем обращения в прокуратуру и в суд. Работодателя надо учить соблюдать законодательство, потому что если бояться и не делать этого, мы никогда не получим социально ориентированного, ответственного среднего класса. Мы сами приучаем нарушать наши права, потому что не даем отпор. Уважаемые читатели, если вы боитесь сами идти в суд, обратитесь к прокурору, он будет представлять ваши интересы, это его работа. Прокурор вам разъяснит закон, примет меры, чтобы привлечь работодателя к ответственности, это научит его соблюдать трудовые права, – обращается к читателям заместитель прокурора Иркутской области.

В интересах граждан в связи с нарушениями трудовых прав в 2008 году прокуроры области направили в суды 2 тыс. 376 исков. Общая сумма претензий –

53 млн. 39 тысяч рублей.

… Уволенная бухгалтер Татьяна Морозова надеялась не только вернуться на рабочее место, но и получить компенсацию за моральный вред. Слушание ее дела в областном суде было назначено на середину марта. Женщина предполагала: в этот раз она сможет доказать третьей власти, что жалобы, ставшие формальной причиной увольнения, к ней не относятся. У истицы даже было письменное заявление другого бухгалтера, занимающего с ней один кабинет, о том, что в момент визита одной из жалобщиц Татьяны Морозовой вовсе не было в помещении, а значит, и грубить она не могла. Однако областные судьи согласились с решением суда первой инстанции, отказавшим в удов-

летворении требований в связи с тем, что срок обращения был пропущен…