01.04.2009 12:00
Рубрики
Общество
Теги
01.04.2009 12:00

По жалобам план перевыполнен

Чиновничий аппарат из года в год растет, а его КПД падает – к таким неутешительным выводам пришел уполномоченный по правам человека Иркутской области Иван Зелент. На пресс-конференции в пятницу он заявил, что число жалоб на бюрократизм чиновников в 2008 году превысило уровень 2007-го на 17%.

 

Как и прежде, основной вал (22,7%) дают обращения по поводу ущемления жилищных прав граждан. С формальной точки зрения все обстоит благополучно: российское законодательство предусматривает льготное выделение квартир многим социальным группам: инвалидам, ветеранам, сиротам… Законы-то хорошие, да вот беда – квартир нет, распределять нечего. Если в 2007 году 19 сирот обеспечили жильем, то в 2008-м они не получили ни одного квадратного метра. А это тысячи молодых людей. От них отпихиваются и профтехучилища, куда из детских домов идет учиться основная масса воспитанников государства. Боятся, что после окончания курса наук сирота откажется выселяться из общежития.

По мнению Ивана Зелента, нынешний финансово-экономический кризис, конечно, усугубляет проблемы, но многие из них можно было разрешить раньше, когда «бюджет страны был профицитный и не надо было затягивать пояс потуже».

– Взять то же переселение граждан с Севера. Разработали целую программу, люди поверили, около тысячи человек сдали свои квартиры и переехали в Иркутск, получив заверения, что здесь им дадут жилье. А как его дать, когда в год выделяли лишь 20–30 миллионов рублей, на которые можно было приобрести от силы 10–15 квартир. Сегодня в очередях на переезд стоит 13 тысяч человек. Чтобы обеспечить их квартирами, потребуется как минимум 18 миллиардов рублей. А программа переселения заканчивается в 2010 году. До этого времени область от силы получит 1,1 миллиарда. Это означает, что большинство северян останутся за бортом.

Как считает Иван Зелент, свою лепту в рост жалоб внесла и избирательная кампания в Законодательное Собрание. И партии, и кандидаты в депутаты наперебой рисовали избирателям золотые горы, в то время как кризис уже стоял у порога.

– Наобещали столько, что потребуется не меньше десяти лет, чтобы все исполнилось. Люди поверили, проголосовали, а теперь приходят ко мне и спрашивают: а где же молочные реки и кисельные берега? Я считаю, это подрыв авторитета власти.

Анализ обращений, проведенный аппаратом уполномоченного по правам, показал, что социальные вопросы, которые были прежде на втором месте, в 2008 году переместились на четвертое. Их остроту помог снизить Год семьи, увеличивший количество социальных выплат по линии материнства и детства. Тем не менее жалобы идут потоком. Самая часто встречающаяся – невозможность получить лекарства. Как выясняется, эта проблема решена количественно, но не качественно. Из федерального перечня льготных лекарств вычеркнули импортные, а среди отечественных зачастую им нет аналогов. Люди вынуждены покупать препараты за собственные деньги.

Возросло число жалоб на правоохранительные органы: милицию, прокуратуру, суды. Многие из них связаны с нарушением, по мнению заявителей, этических норм судьями. Многочисленны случаи откровенного хамства, необоснованного откладывания судебных заседаний, нарушения сроков рассмотрения дел…

Уполномоченного по правам тревожит тот факт, что некоторые из адвокатов имеют тесные личные связи с сотрудниками органов до-

знания и следствия. Привлеченные к защите обвиняемого по назначению, они зачастую действуют заодно со стороной обвинения.

По мнению Ивана Зелента, необоснованно высок процент заключения под стражу на этапе предварительного следствия. Суды буквально идут на поводу у органов следствия, легко подписывая их ходатайства (85,1% в минувшем году). Кроме того, практически все просьбы о продлении срока содержания под стражей удовлетворяются судами.

Безработица становится печальным фактом. Но если в городе есть надежда каким-нибудь образом найти место, то в глубинке это зачастую невозможно. Охотники-промысловики в голос жалуются, что их выживают из тайги новые хозяева угодий, заключая с ними договора на кабальных условиях, выплачивая четверть от реальной стоимости пушнины и не делая взносов в Пенсионный фонд. Вместо профессионалов предпочитают брать сезонных охотников, которые под корень выбивают зверя, не беспокоясь о воспроизводстве.

– Наши возможности, конечно, ограничены, – сказал Иван Зелент. – Но мы стараемся помочь каждому, кто пришел к нам. Защитить не только слабых, но и людей активной позиции, с кем особенно охотно сводит счеты кое-кто из чиновников, дорвавшихся до вожделенной власти.