30.01.2009 13:00
Рубрики
Экономика
Теги
30.01.2009 13:00

Деньги – под контроль

Планируется создать областную службу бюджетного надзора

Распоряжаться бюджетными средствами в условиях кризиса и дефицита казны – задача непростая и крайне ответственная. А эффективному управлению финансами способствуют, в первую очередь, учет и контроль. Именно с этой целью правительство Иркутской области планирует организовать государственную службу по финансовому контролю (второй вариант названия – по бюджетному надзору). Постановление о ее создании уже находится на согласовании у губернатора. Более того, финансисты вынашивают идею о разработке регионального закона о финансовом контроле. Об этих и других идеях региональных властей вчера на брифинге рассказал заместитель председателя правительства Александр Ведерников.

 

Тема контроля бюджетных средств в период жесткой экономии как никогда актуальна. И в ближайшее время надзорные финансовые полномочия в Иркутской области начнет осуществлять специальная служба. По словам Александра Ведерникова, эта структура может быть образована в срок до 1 февраля, если проектные документы одобрит губернатор. Предполагается, что служба будет создана на основе контрольно-ревизионного управления, функционирующего при областном министерстве финансов, и подчиняться станет заместителю председателя правительства, курирующему финансово-экономический блок. Численность новой структуры составит, предположительно, 45 человек. Кроме того, минфин Приангарья будет настаивать на создании в каждом министерстве особого подразделения, занимающегося ведомственным контролем над расходованием средств бюджета по соответствующему направлению.

При этом, по словам Александра Ведерникова, служба не будет дублировать функции Контрольно-счетной палаты, так как ее работа сосредоточится, главным образом, на повышении текущей эффективности финуправления и регулировании внутренних процессов, а КСП занимается в основном внешним аудитом.

Еще одной правительственной задумкой является разработка регионального закона о финансовом контроле, который бы синхронизировал и мобилизовал работу всех надзорных органов, в том числе и федеральных.

– Получается, что у семи нянек дитя без глаза, – отметил Александр Ведерников. – Надо обеспечить координацию действий. Речь идет о едином центре планирования, а не о подмене функций этих служб.

Но пока он не стал конкретизировать сроки подготовки документа и вынесения его на рассмотрение Законодательного собрания.

– Я сейчас не хотел бы забегать вперед, вопрос нужно еще изучить, – подчеркнул Александр Ведерников.

Помимо этого, обеспечивать эффективное расходование финансовых ресурсов будут созданные в прошлом году комиссии – по контролю за использованием средств при размещении государственного заказа (оценка целесообразности закупок) и по стабилизации платежеспособности и сбалансированности бюджета (оценка приоритетности расходов).

Впрочем, не только на контрольно-надзорных мероприятиях в 2009 году минфин области намерен сосредоточить свое внимание. Самая главная задача – повышение собственных доходов казны. Правда, в связи с непростой экономической ситуацией изменится структура поступлений.

– Если раньше мы сетовали на недополучение налога на прибыль, то теперь предстоит сосредоточиться на сборе так называемых розничных налогов, в том числе транспортного и имущественного.

А это более сложная работа, в которой самое активное участие должны принимать муниципальные власти, – уверен Александр Ведерников.

Аккумулировать предложения по увеличению налоговых поступлений в казну будет межведомственная комиссия, в состав которой помимо представителей двух ветвей власти и местного самоуправления войдут специалисты контролирующих и правоохранительных органов. Аналогичные МВК должны действовать и в муниципалитетах, которым в этом году предстоит всерьез задуматься о пополнении доходной части своих бюджетов.

По информации Александра Ведерникова, в региональном бюджете-2009 предусмотрено около 12 млрд. рублей в качестве помощи территориям, из которых 7 млрд. пойдет на финансирование вопросов местного значения.

– Мы из года в год увеличиваем объем межбюджетных трансфертов, а темп собственных доходов муниципальных образований при этом замедляется, – констатировал он. – Наиболее прогрессивной моделью, конечно, является передача налогов на местный уровень, это стимулирует их собираемость. Но ведь у муниципалитетов есть, например, налоги с имущества, их труднее собирать, но кто-то должен этим заниматься.

Не обойтись в текущем году и без структурных реформ. Усилия будут сосредоточены, в частности, на оптимизации бюджетной сети – как областной, так и муниципальной. Повышенными темпами намерено правительство реализовывать программу поддержки малого и среднего бизнеса, а также активной занятости населения.