12.12.2008 13:00
Рубрики
Общество
Теги
12.12.2008 13:00

Золотое сердце Натальи Доня

Многодетная мать отпускает мужа на войну и помогает соседям

Ее часто спрашивают: «Как вы все успеваете?» А она в ответ смеется: «А с чего вы взяли, что я все успеваю?!» Воспитывая шестерых детей, действительно сложно сделать все, что задумаешь. Но Наталье Доня удается не только управляться с семейными проблемами, но и заниматься общественной работой. На третьем всероссийском форуме многодетных матерей, который в конце ноября проходил в Санкт-Петербурге, она получила памятный знак «Золотое сердце».

 

Надежные тылы

В жизни каждого человека случай зачастую играет важную, а порой и судьбоносную роль. Человек ошибся дверью и позвонил не в ту квартиру. С кем не бывает?! Но случайная ошибка соединила судьбы двух людей – Федора и Натальи.

– Я тогда с дочкой Настей и сыном Андреем жила в Иркутске на улице 5-й Армии. Наша квартира располагалась в полуцокольном этаже, и номер на двери не был указан. Логика в нумерации квартир была несколько своеобразной, и Федор позвонил к нам, чтобы уточнить, где находится квартира N 50. Так мы познакомились.

Ухаживания Федора больше напоминали длительную осаду – он приносил сладкие подарки, читал детям сказки, потом прощался с хозяйкой и уходил домой. А через два месяца уехал в служебную командировку в Чечню (Федор работал в спецназе Федеральной службы исполнения наказаний). После его благополучного возвращения из горячей точки стали жить вместе. Так появилась большая семья Доня, состоявшая на первых порах из четырех человек.

– Всего командировок в Чечню было шесть. Наверное, первая поездка была для меня самой легкой, ведь тогда мы еще не так хорошо знали друг друга. Пожив с человеком хотя бы год, уже значительно тяжелее расставаться. И переживаешь гораздо больше – война она и есть война. Последняя командировка, а я надеюсь, что это действительно последняя командировка, была зимой 2006 года. Когда Федор вернулся в Иркутск, нашей младшей дочке уже исполнился месяц и десять дней. Алина  родилась, когда муж был в Чечне.

Наталью часто спрашивают: «Как ты своего мужа на войну отпускаешь?!» На это она мудро отвечает, что мужчинам нельзя что-то запрещать, потому что они все равно по-своему сделают. Уж лучше сразу согласиться.

– Всегда очень переживаю за него. А ведь я всего не знаю, что с ним было. О том, что Федора контузило в 2001 году, узнала уже после его возвращения домой. Я стараюсь особо не расспрашивать, и так вижу, что он живет этой войной. Даже те, кто два года отслужил в армии, потом вспоминают ее всю жизнь – для мужчин это вечная тема для разговора. А тут – война…

Пока муж в командировке, приходилось крутиться по хозяйству одной. А хозяйство немалое – трое детей (уже родился Миша), частный дом и 12 свиней в стайке. Но Федор знал, что жена справится, и Наталья никогда его не подводила.

– У нас в семье все складывается не благодаря чему-то, а вопреки. Вместе мы стали жить в мае, хотя говорят, что в мае пожениться – потом всю жизнь маяться. Мне сделали две операции, после которых сказали, что детей больше не будет. Но потом родился Миша, а в 35 лет – Алина.

Мисс Вдохновение

Сейчас в семье Доня шесть детей – Настя (19 лет), Андрей (16), Миша (11), Арина (6) и трехлетние Алина и Юлиана. В старом доме в поселке Кирова семейству давно уже тесно, поэтому девять лет назад на участке стали строить двухэтажный коттедж.

– Кто-то, наверное, думает, что у нас в огороде миллион закопан, – смеется Наталья. – Разве всем объяснишь, сколько сил мы положили на эту стройку?! Мы оба сотрудники бюджетной сферы, и свободных денег, чтобы нанять рабочих, у нас нет. В этом доме каждый гвоздь вбит лично Федором…

Гостеприимные хозяева встречают гостей на первом этаже новостройки – уже готовы зал, частично кухня и комната для мальчиков. На втором этаже в своей комнате справила новоселье Настя. Банальный вопрос: «Как вы все успеваете?», который Наталья не любит, пытаюсь перефразировать:

– Как удается всех сытно накормить и красиво одеть?

– Раньше мы свиней держали, поэтому в доме всегда было мясо. Сейчас только одна хрюшка осталась… Каждый день булочки с вареной сгущенкой пеку – их все в семье любят. Сейчас младшие девочки приболели, не до стряпни стало. Мои знакомые говорят: «Наталья, ты, наверное, одно ведро еды утром варишь, а второе вечером!» Действительно, дежурный суп всегда есть в холодильнике. Но вкусы у всех разные, поэтому приходится лавировать, чтобы угодить каждому. Единственное блюдо, которое любят все, это пельмени.

А еще Наташа сама шьет и вяжет. Может даже из старой  вещи сделать конфетку. К примеру, на городской конкурс «Миссис Иркутск» юбку для своей фотосессии смастерила за 15 минут. 

– Так получилось, что буквально перед выездом к фотографу я узнала, что мне не успевают передать юбку. Что делать?! По задумке организаторов конкурса у меня имидж укротительницы тигров. Я достала свой замшевый пиджак, быстро отпорола рукава и застегнула его на себе задом наперед. Неровные задние полы пиджака эффектно выглядели в качестве юбки. Если только не смотреть на меня сзади! (смеется)

Листая домашний альбом, Наташа с удовольствием рассказывает о том, как проходил конкурс:

– Все участницы были очень интересные женщины! Я первый раз участвовала в подобном мероприятии и не знаю, соберусь ли когда-нибудь еще. У меня остались хорошие впечатления о конкурсе.

За кадрами фотосессий и дефиле остались семейные проблемы. В разгар подготовки к конкурсу Наташа с тремя младшими детьми попала в инфекционную больницу с диагнозом «пневмония». На работе пришлось брать больничный, чтобы в стационаре ухаживать за ребятишками. А в это время по телевидению крутили видеоролик конкурса, снятый заранее. На работе пошли слухи – мол, сказала, что с ребятишками в больнице, а сама на телевидении снимается. На чужой роток не накинешь платок, но такие сплетни всегда больно ранят.

С конкурса Наталья вернулась не с пустыми руками – жюри присудило ей победу в номинации «Мисс Вдохновение».

Большое сердце

О чем не любит говорить Наташа, так это о том, что двое из шести ее детей приемные. Но и молчать нет сил, когда вспоминает, в каком состоянии забирала малюток домой.

– Бывают в жизни моменты, когда дрогнет сердце…

– Бывает, – соглашаюсь я. – Но у большинства подрожит и успокоится.

– Да нет, здесь был другой случай… Сразу было ясно, что не успокоюсь, пока не сделаю, как задумала.

Зная свою сердобольность, Наташа никогда не читала рубрики об отказных детях. В одной из газет Федор искал информацию о запчастях. Часть листов выпала у него из рук и, подхваченная ветром, приземлилась прямо около Натальиных ног.

– Упала как раз та страница, где печатают фотографии брошенных детей, – вспоминает хозяйка. – У меня зрение не очень хорошее, но я сразу обратила внимание на Юлину фотографию… А потом уже не смогла забыть эти глаза.

Душевный порыв поддержали домочадцы: если есть возможность кому-то помочь, значит, надо помогать.

– Да Федя сам такой же! Ко мне полпоселка прибегают, когда кто-то заболел, а к нему обращаются  за справедливостью. Он идет и помогает. А потом люди и поздороваться забывают. Но это не особо печалит: нужна была помощь – помогли.

С особой болью Наташа вспоминает, в каком состоянии она забрала из Братска Юлю: в девять месяцев малышка весила

6 кг, у нее не было ни одного зуба, она не умела ни сидеть, ни стоять, была сильная деформация черепа…

– В неврологическом плане она была очень тяжелым ребенком, – рассказывает Наташа. – С правой стороны головы ушко было утоплено в череп. Она пять месяцев пролежала в кроватке почти в одной позе – упиралась головой в решетку, чтобы смотреть, как кипит жизнь за дверью палаты. Еду она могла есть только холодную. Она не знала, что такое купаться, как это принято в нормальных семьях, где детишки в свое удовольствие бултыхаются в пене с игрушками. На ней была распашонка, на которой от грязи засалился узелок, и развязать веревочки было невозможно. Спрашивается – сколько дней ее не переодевали?! Я даже нервы не хочу рвать, вспоминая об этом! А ведь там знали, что я приеду забирать ребенка. «Почему девочку не привели в порядок?!»  – это было первое, что я спросила. Ответ был такой: «Мы думали, что вы ее не возьмете…» За то время, которое Юлиана живет у нас дома, она очень сильно изменилась. Вот, видите, она на фотографии рядом с Алиной – это у нас пижамная вечеринка. Алина покрупнее, и у нее более яркая внешность – большие карие глаза и кудрявые волосы. Создается впечатление, что она более активная. На самом деле все наоборот – Юля у нас боевая единица, а Алина очень рассудительная и спокойная.

Ариша появилась в семье Доня из Усольского центра реабилитации. В свои пять лет она успела хлебнуть горя – ее дважды возвращали в приют патронатные семьи. Девочка была ростом 98 см, страдала косоглазием и энурезом – такая протестная реакция на то, что ее дважды предали. Психологи на ребенке поставили крест, максимум, что ей светило – интернат для умственно отсталых детей. В патронатных семьях единственными игрушками Арины были пустые бутылки.

– Арина знала наизусть песни, которые постоянно крутят по телевизору, но понятия не имела, кто такие Колобок и Чебурашка. Для нее мы полностью исключили просмотр телевизора, оставили только мультклипы и обучающие программы. Не могу сказать, что она сразу с интересом смотрела, – ей было трудно сконцентрировать внимание на чем-то одном. Сейчас я смотрю на ее уровень развития и вижу, что она ничем не отличается от других ребятишек в детском саду. Меня это очень радует, это то, что не оценишь никакими деньгами. Сразу думаешь – значит, не зря живешь.

Радуют родителей не только Юля и Арина. Настя, мамина опора в воспитании под-растающего поколения, уже студентка третьего курса международной академии туризма. У Андрея целый иконостас из спортивных наград – он член сборной области по киокушинкай. Не отстает от старшего брата Михаил – с пяти лет занимается киокушинкай и греко-римской борьбой.

Семью спасает терпение 

Теплый разговор с хозяйкой в ее уютном доме затянулся не на один час. У человека с таким житейским опытом грех не спросить совета:

– Наташа, сейчас все говорят о кризисе и боятся строить планы на будущее. Что бы вы посоветовали молодым, которые создают свои семьи, – как сохранить теплые чувства? Как сберечь семью в столь непростые времена?

– Вот говорят – трудные времена. А я считаю, что в России никогда не было легких времен, и ничего уникального для нас в нынешнем кризисе нет. Что касается совета, то он самый банальный – сохранить семью поможет терпение. Терпение и труд действительно все в жизни перетирают. Приложишь усилия – получишь результат. Нужно быть терпимым к недостаткам близкого человека, ведь идеальных людей не бывает. Случается, через год совместной жизни открываются такие черты характера, что думаешь – а где раньше были мои глаза?! Но при этом не стоит забывать о том хорошем, что есть в человеке, и за что ты его, собственно, любишь. Учитывая сложности характеров – моего и мужа, у нас было полно поводов разбежаться в разные стороны. Гораздо сложнее прийти к компромиссу, потому что для этого приходится наступать себе на горло. Резкие поступки зачастую приводят к необратимым последствиям, и об этом тоже нужно помнить.