Непредвиденная реакция техники
Экипаж А-310 признан невиновным в авиакатастрофе
Вчера Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета при Прокуратуре России обнародовало результаты расследования уголовного дела по факту аварии аэробуса А-310 авиакомпании S7 (бывшая «Сибирь») в аэропорту Иркутска 9 июля 2006 года. Как сообщили в пресс-службе ведомства, установлено, что причиной авиакатастрофы стал не человеческий фактор, как предполагалось ранее, а конструктивные недостатки техники и непредвиденная реакция программного обеспечения самолета. Завершение расследования никак не отразится на выплате компенсаций родственникам погибших и пострадавших пассажиров.
9 декабря Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте приняло решение прекратить уголовное дело по факту иркутской авиакатастрофы 2006 года. Оно было возбуждено по пункту 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ – «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». Однако по итогам расследования принято решение закрыть уголовное дело на основании пункта 2 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ «в связи с отсутствием в деянии состава преступления». Таким образом, Следственный комитет фактически снял вину за катастрофу с экипажа самолета.
«В соответствии с заключением повторной комплексной летно-технической судебной экспертизы установлено, что непосредственной причиной авиационной катастрофы, произошедшей с самолетом А-310, явилась нештатная работа систем управления самолета, их конструктивные недостатки, ошибки в разработке логики бортового компьютера, снижение эффективности торможения самолета на пробеге. Данная причина вызвана не действиями экипажа или наземных служб – она обусловлена непредвиденной реакцией программного обеспечения самолета на возникшую при посадке ситуацию», – заявили в Следственном комитете.
Напомним, в ноябре позапрошлого года Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сообщил о завершении расследования причин катастрофы аэробуса А-310 в Иркутске. Тогда председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов заявил, что причиной гибели 125 человек стали «ошибочные и бесконтрольные действия экипажа». По этой версии, пилот первого класса, налетавший более 10 тыс. часов, Сергей Шибанов, тормозя правым двигателем, задел рычаг управления левым двигателем и переместил его в другую сторону. Таким образом, левый двигатель начал разгонять самолет. Находившийся в кабине второй пилот и сам Сергей Шибанов этого не заметили и не предприняли ничего для торможения самолета. Аэробус продолжал катиться по взлетной полосе, потом съехал с нее на скорости около 200 км/ч, врезался в гаражный кооператив и сгорел.
Тогда в S7 заявили, что выводы, сделанные по итогам расследования авиакатастрофы МАК, трудно назвать «внятными и объективными». В авиакомпании также отметили, что МАК является органом, который одновременно проводит сертификацию самолетов и взлетно-посадочных полос, а также занимается расследованием авиапроисшествий. В случае если бы одним из факторов катастрофы стал отказ техники, часть вины легла бы и на МАК, который проводил ее сертификацию.
Вчера выводы Следственного комитета в авиакомпании S7 предпочли не комментировать.
В самом Следственном комитете при Прокуратуре РФ отметили, что в ходе расследования, продолжавшегося два года и пять месяцев, проверялось более десятка версий трагедии. Следователями было допрошено около 500 человек, проведено 339 судебных экспертиз, из них: 205 судебно-медицинских; одна медико-криминалистическая; одна химико-трассологическая; три комплексные летно-технические; четыре комиссионные психологические в отношении погибших пилотов; 128 генетических судебных экспертиз для�идентификации личностей погибших. Уголовное дело составило 55 томов.
В иркутской авиакатастрофе погибли 125 человек и 78 пострадали. Завершение расследования никак не отразится на выплате компенсаций пострадавшим и родственникам погибших. Об этом газете «Областная» заявил адвокат Роман Буянов, представляющий их интересы. Как уже сообщалось, в начале 2008 года после длительных переговоров между S7 и страховой компанией, где был застрахован злополучный борт, удалось достичь договоренности о денежных выплатах семьям погибших и пострадавших. По словам Романа Буянова, в настоящий момент компенсации получили примерно 70% имеющих право на них.
– Сейчас ежемесячно подписывается соглашение с пятью – восьмью пострадавшими и семьями погибших, ранее оформляли по 10–15 соглашений каждый месяц, – пояснил адвокат. – Сроки завершения этого процесса – технический вопрос, который упирается в большое количество документов. Мы планируем завершить подписание всех соглашений в первом квартале следующего года.
Как отметил Роман Буянов, ранее обнародованная в СМИ информация о размере компенсаций порядка 1 млн. рублей каждой семье погибших не соответствует действительности. В среднем за каждого погибшего пассажира выплачивается от 3 до 6 млн. рублей в зависимости от финансового положения семьи, количества иждивенцев и других факторов. В ряде случаев размер компенсации превышает обозначенные суммы. Выплаты пострадавшим в среднем составляют около 1 млн. рублей.