05.12.2008 13:00
Рубрики
Общество
Теги
05.12.2008 13:00

Борис Алексеев: Я сторонник здоровой дискуссии в парламенте. И по серьезным вопросам

Председателя комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Бориса Алексеева назвать новичком в иркутской политике невозможно. В ней он уже без малого 20 лет. Именно ему избиратели Ниж-неилимского района доверили в 1989 году представлять свои интересы на съезде народных депутатов СССР. Депутаты того созыва отменили в 1990 году шестую статью Конституции о руководящей роли КПСС и выбрали президентом страны Михаила Горбачева.

 

Сегодня одной из своих сильных человеческих сторон Борис Алексеев считает отсутствие боязни «заходить в одну реку дважды». Такой «рекой» для него стал родной Нижнеилимский район. Там он вырос в руководителя высокого уровня, был и председателем райисполкома, и председателем совета. Оттуда переехал в Иркутск работать заместителем губернатора. Туда же вернулся, был избран сначала депутатом ЗС третьего созыва, а потом и мэром района. Даже нынешняя должность Бориса Алексеева – председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении – в какой-то мере является повторением пройденного. Будучи депутатом третьего созыва, он возглавлял именно этот комитет. Да и депутатом теперь уже первого созыва объединенной Иркутской области Борис Алексеев стал при поддержке избирателей Нижнеилимского и соседнего Усть-Кутского районов.      

– Проблемы Нижнеилимского района для меня не только понятны, можно сказать, многие из них через меня прошли. Что-то удалось сделать раньше, что-то предполагалось сделать. Избиратели меня знали и ориентировались на то, что я буду защищать их в вышестоящем органе власти. С Усть-Кутским районом мы достаточно часто контактировали как соседи. Когда я был депутатом Союза, решал и проблемы Усть-Кутского района в том числе. Когда возглавлял Нижнеилимский район, то у нас были добрососедские отношения с усть-кутской администрацией, обменивались между собой опытом работы.

Кроме этого, не скрывая, могу сказать, что я входил в команду бывшего депутата ЗС Игоря Хафизова. В последнее время своей депутатской деятельности он вынужден был работать в отрыве от своих избирателей, возглавляя предприятие в Кемеровской области, потом в Южной Якутии, в системе группы «Мечел», но через институт помощников, и я ему достаточно активно в этом способствовал, мы все-таки связь депутата с избирателями сохранили. Поэтому, отправляясь на выборы в октябре нынешнего года, я не боялся встреч с избирателями, докладывал им о том, что удалось сделать с участием депутата Хафизова, над чем можно и нужно работать в дальнейшем.

– Вы определили для себя круг проблем, с которыми вам придется работать как депутату-одномандатнику?

– Во время встреч с избирателями только по Усть-Кутскому району поступило свыше 600 обращений, больше 400 – по Нижнеилимскому. Сегодня уже началась работа с ними через институт помощников, который я формирую. Часть наказов, которые мы приняли от избирателей, будем рассматривать с участием властей городских и сельских поселений.

– Борис Григорьевич, в предложении возглавить комитет по госстроительству для вас был элемент неожиданности?

– Честно говоря, в период избирательной кампании я вообще-то не рассчитывал работать в Законодательном собрании на постоянной основе, но был готов трудиться в составе именно этого комитета. Однако ситуация сложилась таким образом, что мне было предложено возглавить комитет, и я после ряда консультаций дал согласие. Не скрою, в некоторой степени неожиданность была. Но случилось так, как случилось.

– И как председатель вы уже наверняка определили приоритеты…

– Безусловно. Главное – работа над региональной конституцией – Уставом Иркутской области. Не зря мы на заседании комитета 27 ноября обсуждали состав рабочей группы по доработке Устава области. Предстоит поработать и над законодательной базой объединенного региона. Это, прежде всего, Закон «О законах и других нормативных актах Иркутской области», Законы «О Законодательном собрании Иркутской области», «О Правительстве Иркутской области», «О Контрольно-счетной палате», «Об Уполномоченном по правам человека», «Об Избирательной комиссии Иркутской области». Все это надо будет приводить в соответствие с новой редакцией Устава нового субъекта Российской Федерации.

– Один из самых дискутируемых вопросов сейчас – это конфигурация правительства. В классическом варианте губернатор и председатель правительства – это должности, занимаемые разными людьми. У нас эти должности совмещает один человек – губернатор. По вашему мнению, какие плюсы и минусы у обоих вариантов, что для Иркутской области предпочтительнее?

– Я придерживаюсь того мнения, что высшее должностное лицо может совмещать эти должности, то есть губернатор возглавляет правительство. Реализуя свою политическую волю и власть, возложенные на него полномочия, он в то же время держит под контролем и хозяйственную жизнь в регионе, влияет на решение экономических и социальных вопросов. Первый заместитель, непосредственно координирующий работу правительства и в отсутствие губернатора возглавляющий правительство, должен так-же, как высшее должностное лицо, согласовываться с депутатским корпусом.

– В чем тогда принципиальная разница между администрацией и правительством?

– Администрация – это орган, который непосредственно по вертикали выходит на губернатора, а правительство – коллегиальный орган исполнительной власти. Если хотите (улыбаясь), это тот же облисполком. Над облисполкомом был еще первый секретарь обкома, а здесь губернатор, он же председатель правительства. Облисполком принимал решения коллегиально, а ответственность, естественно, лежала на выс-шем должностном лице. То же самое относилось и к райисполкому. Я был, например, председателем райисполкома в Нижне-

илимском районе и не всегда, кстати, находился в большинстве. Это тоже был коллегиальный орган. И я по своему опыту знаю: это правильно и полезно.

– В юности у вас были какие-то предпосылки, что будете серьезно заниматься политикой?

– Сейчас трудно сказать. Я родился в Бурятии, потом в 1966 году приехал в Иркутск, чтобы поступить в «политех». Дальше – распределение и работа. Не скрою, карьера была довольно успешной, и надеюсь, что сейчас неплохо продолжается.

– Видимо, весь секрет в том, что вы выпускник политехнического института. У нас сегодня половина правительства и парламента учились в «политехе». Такое ощущение, что это было единственное приличное учебное заведение в то время…

– Но сегодня же говорят, что лучшие юристы в Иркутске (улыбаясь) – выпускники Иркутского государственного университета. Тем не менее я посчитал возможным для себя в 1999 году получить юридическое образование в Байкальском институте экономики и права. Это помогает мне сегодня в работе председателя комитета. Я не претендую на высокую квалификацию как юрист, но вместе с тем ориентироваться в правовом пространстве полученные знания позволяют.

– С прежним председателем комитета, классическим юристом Людмилой Берлиной у вас проходили какие-то консультации перед вступлением в должность?

– С Людмилой Михайловной мы решали общие для региона вопросы, когда я работал председателем комитета третьего созыва, а она была руководителем аппарата областной администрации и представляла правовые нормативные акты в Законодательное собрание. Поэтому эмоциональный и деловой контакт у нас установился еще в те времена. Мы практически всегда находили общий язык, обсуждая законопроекты, которые выносились в ЗС. Сегодня эта практика сохранилась, только в другой ипостаси: Людмила Михайловна – председатель Законодательного собрания, а я – председатель комитета.

– И как мужчинам под властью женщины?

– Нормально (улыбаясь). Она действительно профессионал в полном смысле этого слова, поэтому с ней, по крайней мере мне, легко работать.

– Борис Григорьевич, а если вернуться к тем временам, когда вы были депутатом Союза? Как вы их оцениваете сегодня?

– Мы тогда хотели слишком многое изменить, но получилось не совсем ловко. Чего-то добились, по крайней мере, раскрепостили систему, вывели ее из-под прямого административного контроля КПСС, но, к сожалению, упустили экономику. Через шоковую терапию вошли в экономические реформы, заставляя людей затягивать пояса. На мой взгляд, это было неверно.

 – И в чем же была ошибка?

– Мы пытались развернуть наступление по всему фронту, а надо было начинать с экономики. Как это сегодня происходит в Китае. Потом придет все само: и демократические институты, и многопартийность, и равенство ветвей власти, и становление судебно-правовой системы. Экономика первична.

– Отличается ли как-то набор депутатских качеств образца 1989 и 2008 годов?

– Он не изменился в одном – ответственность перед избирателями. Кто бы как ни критиковал партию власти, все-таки депутаты, избранные от «Единой России», как по спискам, так и по одномандатным округам, сохраняют свою меру ответственности перед избирателями. И у депутатов-списочников, и у одномандатников сформирован институт помощников в территориях, который, несомненно, укрепляет связь с избирателями.

Двадцать лет – это большая дистанция. Были времена, когда страна падала, сегодня мы поднимаемся. Когда падали, была меньшая степень ответственности. Но когда поднимаемся, больше требовательности со стороны избирателей. Человек по природе своей интересное образование – чем лучше сейчас, тем лучше должно быть завтра. Многие забыли, что не столь давно не выплачивались пенсии, были большие долги по зарплате. Сегодня все это делается, и я считаю правильным курс руководства страны на постоянное повышение жизненного уровня населения. Другое дело, что сегодня мы пока имеем достаточно серьезное превышение разницы между самыми бедными и самыми богатыми – в16 раз. Это выше всяких международных норм и стандартов.

Я могу сказать, что нынешний состав ЗС серьезно и ответственно относится к исполнению своих депутатских обязанностей. Это я вижу по началу работы комитетов и комиссий, по рассмотрению вопросов на сессии, по духу, по проведению обсуждений проекта бюджета будущего года.

– Борис Григорьевич, как вы считаете, парламент – это место для дискуссий?

– Я сторонник здоровой дискуссии в парламенте. И по серьезным вопросам. Рабочая площадка для дискуссий в большей степени – комитеты и комиссии, фракции. Сегодня каждой фракции предоставлена возможность работать. Но я сторонник еще и дисциплины. Если решение принято, если оно обсчитано и обосновано, то за него надо голосовать. Голосовать надо так, как решили. Воздержание – это уход от ответственности. В предвыборной кампании я не скрывал, что иду как представитель от «Единой России», что иду в команде с губернатором, что рассчитываю на предложенный им проект по формированию Северо-Сибирского промышленного пояса. Это реальный проект, и его необходимо воплощать. У нашей области вообще огромный потенциал. 

– Уже не первый год основная характеристика применительно к Иркутской области – потенциал…

– А теперь надо его реализовывать. И я вижу, что это задача реальная. В ближайшие пять-шесть лет мы должны убедить самих себя и Россию в целом, что Иркутская область – мощный и самодостаточный регион.