18.02.2026 19:25
Рубрики
Общество
Фото
Андрея ФЕДОРОВА, Алексея ГОЛОВЩИКОВА и министерства лесного комплекса Иркутской области
Фото:
Андрея ФЕДОРОВА, Алексея ГОЛОВЩИКОВА и министерства лесного комплекса Иркутской области
18.02.2026 19:25

Павел Кирдяпкин: Отношение арендаторов к лесу меняется в лучшую сторону

В Приангарье сейчас больше леса высаживают, чем рубят, а объемы незаконных рубок за пять лет снизились почти на два порядка. Значительно сокращаются и площади лесных пожаров. При этом арендаторы лесных участков – и не только заготовители древесины –активнее привлекают для борьбы с пожарами свои силы и средства. Об успехах и проблемах отрасли в интервью рассказал министр лесного комплекса Иркутской области Павел Кирдяпкин.

 

Лесопитомники покрывают потребность региона в сеянцах

– Павел Васильевич, недавно на церемонии награждения победителей Всероссийской акции «Сохраним лес» прозвучало, что за последние 5–6 лет в Иркутской области научились сохранять леса. Расскажите об этом положительном опыте.

– Здесь нужно отметить три направления. Первое – это противодействие незаконным рубкам. Второе – борьба с лесными пожарами. Третье – воспроизводство лесов.

В 2019 году объем незаконно заготовленной древесины превышал один миллион кубометров в год. В Иркутской области вырубалась значительная часть леса, а площадь лесовосстановления составляла в десятки раз меньше, чем сейчас – леса просто не успевали восстанавливать. К тому же в 2019 году и площадь, пройденная пожарами, была более полутора миллионов гектаров.

Но в течение последних пяти лет велась планомерная работа, в том числе по сокращению этих показателей. Так, в 2025 году незаконные рубки сократились до объема 17 тысяч кубометров. Пожарами в прошлом году пройдено 33 тысячи гектаров. Серьезно увеличены темпы лесовосстановления. В последние годы в Иркутской области лесов восстанавливается, высаживается больше, чем вырубается. Примерная площадь рубок по году в настоящее время составляет 100–110 тысяч гектаров, а восстановили леса в 2025 году на площади 140 тысяч гектаров, годом ранее – на 180 тысячах гектаров. В регионе даже приходится искать подходящие места для высаживания новых лесов.

Плюс у нас есть показатель по переводу лесных культур в земли, покрытые лесом. Речь идет о земельных участках, где саженцы не просто посадили и бросили, а в течение нескольких лет осуществляли за ними должный уход и там по факту появился молодой растущий лес.

 

– Как в этой связи сейчас обстоят дела в лесопитомниках?

– Проблем с ними нет. В Приангарье действует уже 42 лесопитомника. В регионе ежегодно выращивается около 70 миллионов саженцев, из них 65 миллионов – с закрытой корневой системой. Это примерно в полтора раза больше потребностей Иркутской области.

Мегетский лесопитомник в прошлом году вырастил три миллиона сеянцев. На этот год в соответствии с нацпроектом «Экологическое благополучие» впервые на развитие питомнического хозяйства доведены федеральные средства, на которые будут построены две новые теплицы, закуплено оборудование. Развитие идет полным ходом. И со следующего года в Мегете планируется выращивать уже не менее 5 млн сеянцев ежегодно. Тем более мы увеличиваем долю искусственного лесовосстановления. Также порой требуются дополнительные посадки в рамках агротехнического ухода в местах, где леса были высажены несколько лет назад.

 

Беспрецедентная сумма для защиты севера от пожаров

– В этом году на охрану лесов Иркутской области от пожаров запланировано выделить 3,5 миллиарда рублей. На проведение каких мероприятий прежде всего здесь будет сделан акцент?

– Начну с того, что такая сумма до нас доведена впервые. Почти миллиард рублей из федерального бюджета выделен дополнительно на обслуживание бывших зон контроля труднодоступных и удаленных территорий. Это север региона – Катангский, Бодайбинский, Мамско-Чуйский районы. Средства необходимы для дополнительного набора людей, найма авиации, для авиационного мониторинга.

В части подготовки к пожароопасному сезону планы тушений пожаров уже утверждены по всем лесничествам. Сводный план также составлен и направлен на согласование в Федеральное агентство лесного хозяйства. До 20 марта мы его должны утвердить. Там будут сосредоточены все силы и средства, в том числе арендаторов. Дополню, что у нас в этом году проведена большая работа по заключению соглашений по тушению лесных пожаров с арендаторами лесных участков. И помимо тех, кто занимается заготовкой древесины, достаточно много недропользователей и организаций, в чьем ведении находятся линейные сети, сейчас тоже заключили соглашения.

Если в прошлом году таких арендаторов было около 250, то в этом – порядка 500. Их силы и средства вошли в сводный план, они будут предоставлять людей и технику для борьбы с лесными пожарами.

Кроме того, традиционно мы контрактуемся на авиационные работы. Это, например, вертолет Ми-8, самолет Ан-2, которые задействуют для тушения пожаров и для проведения авиамониторинга. Легкомоторные самолеты у нас практически законтрактованы, как и часть летных часов. С начала февраля уже начались авиационные тренировки парашютно-десантной пожарной службы.

Один из основных моментов – это набор людей. Порядка 80% штата лесопожарных формирований укомплектовано. К началу пожароопасного сезона у нас должен быть стопроцентный набор. Также к этому времени должна быть в строю вся техника. Все контракты на поставку запчастей, ГСМ заключены. Технику уже ремонтируют.

Составлен план-график наших выездов с проверками лесопожарных станций. Самая активная работа по набору и тренировке людей, по подготовке техники будет вестись в течение ближайшего месяца. На 12 марта запланированы совместные с МЧС командно-штабные учения по подготовке к пожароопасному сезону, где будет задействована и наша авиация.

 

– Вы упомянули северные районы. Раньше там часто пожары и не тушили. Получается, сейчас ситуация меняется?

– Да. Северным территориям стали уделять значительно больше внимания. К примеру, в Бодайбо раньше работало одно авиаотделение. И если в прошлом году там было достаточно небольшое количество пожаров, то в 2024-м их в районе фиксировалось немало. Поэтому мы приняли решение открыть в поселке Перевоз еще одно авиаотделение. Там дополнительно набрали людей, подготовили вертолетную площадку. И теперь в Бодайбинском районе у нас есть две локации для организации работы по борьбе с лесными пожарами.

Кстати, апробацию новых методик, в том числе по тушению пожаров, а также по проведению лесосечных работ, мы проводим при содействии научных организаций, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства.

 

Цифровизация помогает наводить в лесах порядок

– С начала прошлого года наш регион перешел на цифровой формат работы с лесопользователями и уже стал лидером в России по оказанию им онлайн-услуг. Как оцениваете цифровизацию?

– Конечно, переход на цифровизацию оказался достаточно непростым. Все привыкли работать на бумаге, а здесь нужно было перестраиваться. В определенные моменты возникали сложности: где-то саму программу приходилось дорабатывать, в том числе на примере Иркутской области.

Но на сегодняшний день в принципе система достаточно стабильно работает. Она на самом деле помогает. Там видна вся информация о наших лесах – это и картография, и рубки, которые ведутся, и подгружаемые туда отчеты. Деятельность в лесной сфере сейчас ведется только через единую цифровую платформу ФГИС ЛК. С ней работают все лесопользователи.

Эта система обеспечивает открытость и прозрачность отрасли. Приводятся в соответствие все данные. В чем была основная сложность? Приведу пример. Это постановка на кадастровый учет арендованных участков леса. Когда платформа появилась, обнаружилось множество проблем. Если на бумаге обозначены границы, то там всего не увидишь – может быть метр влево, метр вправо. А в ФГИС ЛК все встало в единую систему. Большая работа по приведению в соответствие кадастровых границ участков лесопользователей прошла в минувшем году, и она еще продолжается. Это в итоге нацелено в первую очередь на наведение порядка в лесах.

 

– Какой эффект дает применение БПЛА, фотоловушек и другого современного инструментария в лесном комплексе?

– Что касается БПЛА, то за последние два года у нас закуплен 61 новый беспилотный летательный аппарат отечественного производства «Геоскан». Беспилотники сейчас нам помогают непосредственно при тушении лесных пожаров. Они облетают кромку пожара. Операторы БПЛА, руководители тушения пожаров, оценивают степень распространения огня, определяют ход дальнейших действий. Здесь работа с применением беспилотников очень удобна.

Кроме того, мы обеспечиваем видеомониторинг лесов. В 2025 году в лесном фонде Иркутской области было установлено дополнительно 72 видеокамеры. В общей сложности их сейчас уже 124. Радиус их видимости около 40 километров, видеообзор обеспечен на 360 градусов. Около 20 миллионов гектаров леса покрыто видеомониторингом. Его данные сосредоточены на едином диспетчерском пункте.

Видеокамеры работают в системе автоматического обнаружения пожаров, сразу фиксируют даже малейшую дымовую точку, что позволяет справиться с возгоранием в самом начале.

Также в лесах Приангарья работает более 100 фотоловушек. Они больше помогают бороться с нарушителями, которые пытаются проводить незаконные рубки или выбрасывают мусор на территории лесного фонда, нарушают правила пожарной безопасности.

В 2025 году с помощью фотоловушек установлено 10 таких нарушителей. Четверо – незаконно добывали древесину, остальные мусорили в лесу. Ко всем были применены соответствующие меры ответственности. К слову, места размещения фотоловушек мы постоянно меняем.

Весь этот инструментарий очень полезен. В этом году мы планируем, например, приобрести еще 20 видеокамер.

 

В Усолье планируют производить сырье для бумаги и картона

– Меняется ли отношение лесопользователей к сохранению лесного фонда?

– Меняется однозначно. Взять то же лесовосстановление. Уже ни у кого из лесопользователей не возникает никаких споров о необходимости его проведения.

И к слову, видеомониторинг, о котором уже шла речь, – это лесоклиматический проект. Было заключено соглашение с Рослесхозом, с правительством Иркутской области. Проект направлен на поглощение углеродных единиц. С помощью применения видеокамер сокращаются площади, пройденные пожарами, значит, снижаются и объемы выбросов в атмосферу парниковых газов.

Ежегодно работаем с лесопользователями по вопросам вывоза с участков лесопорубочных остатков. Здесь нам оказывает содействие и прокуратура. Плюс – приемка работ на участках сейчас осуществляется с фотофиксацией. Кого-то приходится принуждать к вывозу порубочных остатков, но в целом арендаторы леса стали лучше понимать необходимость проведения этих мероприятий. Поддерживают лесопользователи, школьные лесничества и областные волонтерские акции «Сад Памяти» и «Сохраним лес». В них участвуют сотни людей, и в этом году мы снова проведем эти мероприятия, куда пригласим всех желающих.

 

– Назовите основные проблемы, которые остаются в отрасли.

– Один из основных вызовов – это нехватка кадров. Во многом это связано с тем, что в районах у работников лесного хозяйства невысокая зарплата. Сегодня Правительством Иркутской области совместно с министерством лесного комплекса ведется активная планомерная работа для того, чтобы обеспечить достаточное финансирование и достойный уровень заработной платы в отрасли.

Также мы понимаем, что сейчас лесопользователи находятся в сложном финансовом положении из-за нехватки рынка сбыта, логистических проблем, недостаточного количества железнодорожных составов. Особенно остро эта проблематика стояла в 2023 году. С закрытием европейских рынков сбыта, до 80% продукции идет в Китай, предприниматели выходят на рынки других стран. При этом хотелось бы напомнить, что на экспорт идет именно продукция глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью, с 2022 года у нас действует запрет на вывоз из России необработанной и грубо обработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород.

Для оказания поддержки предпринимателям проходят совещания с участием правительства Иркутской области, куда в том числе приглашают консулов иностранных государств, представителей отраслевых союзов.

К примеру, на днях было заседание координационного совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», где в числе прочего в повестку был включен вопрос об оказании помощи нашим лесопромышленникам.

Также напомню, что на завершающей стадии находится реализация инвестиционного проекта группы «Илим», которая построила целлюлозно-картонный комбинат в Усть-Илимске. А в конце прошлого года в перечень приоритетных инвестпроектов вошло строительство завода по переработке термомеханической массы в Усолье-Сибирском компанией «Элит». Сырье, которое там планируют получать, используется для изготовления картона и бумаги.

Областная газета № 17 (2955) от 18 февраля 2026