Одну из экспозиций в городском краеведческом музее Бодайбо посвятили лыжному переходу до Москвы
90 лет назад физкультурники бодайбинских приисков преодолели более 6600 километров за 96 дней
Команду лыжников сформировали из горняков-ударников Лены. Шестеро смельчаков на финише пробега должны были передать рапорт членам партии и правительства о выполнении плана по золотодобыче и культурному процветанию района. После отбора в команду вошли председатель райсовета физкультуры Василий Губанов (командир), сменный мастер Андрей Матвеев (политрук), забойщик-стахановец Иван Игнатьев, промывальщик-стахановец Василий Князев, электромонтер Павел Смальченко и забойщик-стахановец Федор Грачев. На фото из музейного архива семь человек, в том числе некто И. Октябрьский, который в переходе не участвовал.

В течение месяца золотодобытчики тренировались на базе Дома отдыха в поселке Колобовщина.
В длительный поход лыжники отправились в 9 часов утра 11 января 1936 года с места расстрела Ленских рабочих – прииска Апрельского. Райком партии обязал управляющих приисков сохранить за участниками пробега заработную плату, а кроме того, обеспечить их суточными.
Супермарафон в 6600 километров от Апрельского до Москвы физкультурники планировали преодолеть за 85 дней, из них 5000 км пройти на лыжах, а еще 1600 км – пешком.
Большой маршрут выглядел так: Апрельский – Бодайбо – Киренск – Усть-Кут – Братск – Тулун – Красноярск – Омск – Свердловск – Казань – Москва. Финишировать планировали 17 апреля 1936 года.
Швеи пошивочной мастерской треста «Лензолота» по специальному заказу изготовили для участников перехода экипировку, способную выдержать морозы до -50 градусов. В первый день лыжники дошли до Бодайбо, где в клубе им. Октябрьской революции состоялось торжественное заседание, посвященное проводам смельчаков.

На следующий день в 11 часов 45 минут лыжники отправились в дальний поход.
Из дневника командира группы: «Начался 48-й день нашего перехода после выхода из Бодайбо. Весь путь от Киренска до деревни Марковой в лицо дул холодный северно-восточный ветер. Вздымая снеговые вихри, он закидывал нас белой порошей, щипал лицо, вымораживая кровь. 30 января мы вышли из деревни Марковой при морозе -57 °C. Шли медленно – дышать было тяжело, и ветер затруднял видимость».
Не во всех населенных пунктах ждали и встречали лыжников. Например, после Тулуна лыжники с трудом нашли ночлег в кабинете станции Ботогово, где пришлось спать, не раздеваясь, на полу. О питании также никто не позаботился. Позднее бодайбинцы вспоминали, что с трудом нашли чайник, вскипятили воду и доели из дорожных запасов шоколад. В Нижнеудинске группа только к утру нашла место для отдыха в казарме местного гарнизона. Накормил лыжников у себя дома секретарь райкома комсомола, после чего они отправились в Канск.
Из-за ранней весны лыжную часть похода сибиряки закончили в Казани, оставшийся путь они прошли пешком, преодолев в общей сложности 6600 километров за 96 дней. Средняя скорость на лыжах составляла 87 км, пешком – 54 км в день.
16 апреля в Люберцах отважных сибиряков встречала правительственная делегация во главе с председателем ВЦСПС Николаем Шверником.
Рапорт об успехах горняков Лены бодайбинцы вручили на приеме у Народного комиссара тяжелой промышленности, члена Политбюро ЦК ВКП(б) Григория Орджоникидзе. Каждому участнику беспримерного перехода вручили знаки «Стахановцу золотоплатиновой промышленности». ЦК профсоюза выделил физкультурникам района спортинвентарь на огромную по тем временам сумму – 25 тыс. рублей, мотоцикл, а также средства на постройку спортзала в Артемовском.


Отважных сибиряков перед возвращением домой направили на отдых в Крым. Третьего июля 1936 года физкультурники вернулись в Бодайбо.
Полную версию материала о легендарном походе читайте в свежем номере «Областной».



