Дизайнер Елена Щербакова: Творчество помогает мне пережить утрату
Иркутянка посвятила коллекцию одежды супругу, погибшему на СВО
Коллекция одежды иркутского дизайнера Елены Щербаковой «Я хочу одеться в белое» украсила финальный выход участниц регионального этапа проекта «Сибирская сударыня». Напомним, что межрегиональный конкурс индивидуальности и таланта среди женщин из семей участников специальной военной операции «Иркутская сударыня» проходил в нашем регионе в конце октября. Белоснежные кружевные платья подчеркнули красоту и индивидуальность женщин, ведь некоторые образы были созданы специально для этого события. Для Елены Щербаковой работа в проекте была особенно важна, ведь она как никто другой понимала «иркутских сударынь». Свою коллекцию она посвятила супругу, который ушел добровольцем на СВО и был награжден орденом Мужества посмертно.
«Ты живи, сияй, несмотря ни на что»
– Елена, как родилась коллекция «Я хочу одеться в белое»?
– Идея пришла неожиданно для меня самой, когда я после траура в очередной раз надевала на себя черное платье, потому что мне уже в нем было привычно. Перед этим я зашла в соцсети и узнала, что погибли знакомые ребята. В этот момент я вдруг вспомнила, как еще до замужества мой будущий супруг Александр сказал: «Я хочу тебя видеть в белом». А это было лето, я и так была в белом платье, о чем я ему и сказала. А он ответил: «Нет, ты не поняла, я хочу тебя видеть в белом свадебном платье». Буквально через несколько месяцев мы подали заявление в ЗАГС, но началась пандемия COVID-19, нам пришлось расписаться без торжества. И мы решили отметить это событие после того, как все закончится. Когда супруг уезжал на СВО, он снова сказал мне: «Когда я приеду, хочу, чтобы ты надела белое платье». И еще: «Ты живи, сияй, несмотря ни на что, красься, красиво одевайся и не грусти». Поэтому в память о нем я решила создать эту коллекцию – нежную, воздушную, с любовью и с памятью о нем. Мне вдруг захотелось, чтобы люди одевались в светлые одежды, ведь сегодня как никогда хочется легкости, тепла и улыбок. В противовес страху и нестабильности, которые охватили мир.
– Твой муж ведь не военный, почему он принял решение пойти на СВО?
– Он всегда был патриотом, и для него это был осознанный шаг – сделать что-то для своей Родины. Он очень долго думал, как нам об этом сказать, понимая, что у его близких будет шок. Я, если честно, когда узнала, что он подписал контракт, очень на него разозлилась, ведь он, по сути, оставил семью. Сейчас я понимаю, что это наоборот была его естественная потребность защитить свое Отечество, родных и близких, чтобы у его детей было будущее. Он шел с таким настроем и действовал соответственно и был награжден орденом Мужества посмертно.
«Я хочу одеться в белое»
– Расскажи о себе, как ты пришла в дизайн одежды, ведь это твоя первая коллекция?
– Да, это первая моя авторская коллекция, но до этого я участвовала в иркутском фестивале «Шьютифул» в номинации «Кастомайзинг», то есть это переделка уже готовых вещей. А коллекция «Я хочу одеться в белое» приняла участие в Байкальской всероссийской летней неделе моды и получила спец-приз. Кстати, по первому образованию я портной, но по специальности не работала. Так сложилось, что мне предложили поступить на службу в войска связи, и я согласилась. Окончила юридический факультет Казанского федерального университета и работала в закрытом городе. По семейным обстоятельствам вернулась в Иркутск, устроилась в исправительную колонию, а потом ушла на вольные хлеба – освоила профессию мастера маникюра, потому что мне захотелось чего-то творческого. Параллельно я пошла учиться на психолога, ведь мне всегда хочется познавать что-то новое. Интересно, что все это время швейные машинки стояли без дела, я даже думала их подарить или продать, но вот они и пригодились.
– А какое у тебя направление в психологии?
– Я клинический психолог, окончила ИГУ, а потом Московский институт психоанализа. Мое направление – психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях. Хотелось помогать людям, переживать тяжелые ситуации. В итоге эти знания сыграли со мной злую шутку, я ведь владею определенными техниками, понимаю, как они работают, поэтому мне было очень тяжело по-настоящему включиться в них. Я думала, что я много в жизни видела горя, поэтому человек закаленный, а тут получается, что не смогла справиться со своей утратой… Конечно, я тоже работала с психологом, и это меня поддерживало. Но перед тем, как мы получили официальное подтверждение Сашиной гибели, он числился пропавшим без вести, и мы полгода его искали. Хотя из неофициальных источников я знала, что его нет в живых, все-таки мы до последнего надеялись, что это неправда.
Главное — не замыкаться
– Что ты посоветуешь людям, которые сталкиваются с утратой близких?
– Смерть – это часть жизни, и от этого никуда не денешься. Правда, от осознания этого, как ни странно, легче не становится. Поэтому нужно не бросать привычные дела, ведь у всех есть работа, какие-то обязанности. Понятно, что это очень тяжело, и первое время ничего не хочется делать, но нужно перебороть апатию. Буквально заставлять себя отвлекаться, можно ходить на какие-то мероприятия, больше посвящать времени родным. И не стесняться обращаться за помощью к квалифицированным психологам. Кстати, сейчас есть телеграм-канал Поддержка.38. Там очень важная и полезная информация для участников СВО и родственников. Есть и психологи, которые с радостью оказывают помощь. Ни в коем случае не стоит искать поддержку в алкоголе, ведь это ни к чему хорошему не приведет. Главное – не замыкаться, не оставаться один на один со своим горем. И помнить о том, что жизнь каждого важна и имеет смысл, даже с учетом ее неизбежной конечности. И только в наших силах прожить ее с честью и достоинством. Например, я сейчас считаю, что моя главная задача – чтить память моего мужа, а потом передать ее детям.
Сейчас переживать утрату мне помогает творчество и близкие люди, не только родные, но и единомышленники. Ведь при создании этой коллекции меня поддержали дизайнеры из творческого пространства «Швейное кафе» Люся Шалобод и Люба Стасенко. За что хочется сказать им огромное спасибо! Вместе мы поучаствовали в онлайн-конкурсе дизайнеров «Пространство моды», где моя коллекция заняла первое место в номинации «Вечерняя мода».
«Слон в горошек»
– Сколько образов в твоей коллекции, и правда ли, что она стала больше после конкурса «Сибирская сударыня»?
– Да, сначала было восемь образов, потом добавилось еще четыре, потому что нам не хватило размерной сетки, ведь коллекции шьются на стандартные модельные параметры. Вообще, мне было очень важно поучаствовать в этом проекте, захотелось поддержать девчонок, потому что у каждой участницы своя непростая история. А мне очень близки и понятны их переживания. Хотелось передать им частичку своего тепла, обнять их через эти наряды, поддержать. И девочки остались очень довольны. Кстати, победительница иркутского этапа ездила в платье из моей коллекции в Омск на финал конкурса.
– Расскажи, над чем ты сейчас работаешь?
– Я дополняю эту коллекцию аксессуарами и думаю над мужскими образами. Хочется, чтобы она была еще более оптимистичной и вселяла в людей надежду. Не случайно и мой бренд имеет веселое и ироничное название – «Слон в горошек». Ведь, как говорится, самый темный час – перед рассветом!






