Необычная экипировка
Самую востребованную часть защитной амуниции для бойцов СВО шьют мастерицы Иркутска
Появившись на пороге Национально-культурного центра после редакционной планерки, автор этих строк едва не опоздал: город к этому времени только-только отошел от утренних пробок.
– Автомобильные заторы отнимают довольно много времени, многие из коллег живут на Синюшиной горе, откуда до центра приходилось добираться по полтора-два часа и столько же обратно, – рассказывает Гольгена Ахатовна Мухаматьянова. – Поэтому мы придумали удобный для себя график работы. В шесть утра мы выезжаем из дома, минут через 20 – уже в центре города. В это время улицы практически пусты – красота! Заканчиваем работу в половине второго, и домой добираемся опять-таки без проблем.
Волонтерская группа татаро-башкирской общественной организации была создана в сентябре 2022 года.
– Как только в социальных сетях появилось объявление, что в здании ДОСААФ на Поленова собирают волонтеров, мы втроем, с Гольгеной Ахатовной Мухаматьяновой и Альфией Ахатовной Гайсиной, пошли на организационное собрание, – рассказывает заместитель председателя культурного центра Гульнур Шафиковна Ахметшина. – Прошли обучение, как шить тактические носилки, подсумки. Вскоре к нам присоединилась Дарига Сафиновна Маркелова, Людмила Николаевна Стержнева, Нурья Ахатовна Стерхова и другие.
Сегодня женщины-волонтеры сосредоточились на шитье так называемых тактических пятиточечников. Этого элемента защиты пока нет в списке экипировки министерства обороны, его придумали военнослужащие, которые в свое время находились в Сирии.
– Нам показывали видео, где военные рассказывали, что даже летом в жаркой стране, переночевав в окопе, можно получить прострел в спине, потому что ночью на земле все равно холодно. Застудив нерв, солдат не может толком разогнуться и без всякого ранения становится небоеспособным. Ребята приходили и говорили: «Вы оберегаете нас от воспаления легких, ОРВИ, радикулита, цистита и так далее», – говорит Гульнур Шафиковна. – Не зря придумали снаряжение под названием «пятиточечник» – от словосочетания «пятая точка», переоценить его защитную роль довольно сложно. В свернутом виде элемент подвешивают со спины, он является продолжением бронежилета. Во время привалов пятиточечник используют как туристическую сидушку. Мы шьем только чехлы, в которые впоследствии вставляют утеплитель и противоосколочный защитный слой. Участники боев говорят, что более 70% ранений – это разного рода осколки.
За месяц мы шьем порядка 120 изделий, а за время работы мастерской выдали примерно 3,5 тыс. штук.
Мастерицы собираются в одной комнате, у каждой своя швейная машина. Женщины используют не профессиональную, а бытовую технику, на которой обычно шьют дома. Когда потребовались обстоятельства, пенсионерки привезли свои швейные машины в офис.
– Приносили и горожане, – говорит Гольгена Ахатовна. – Приходит однажды женщина и говорит: «У меня не получится приходить работать, поэтому возьмите мою машину, я редко на ней шью». Представляете, какой отзывчивый у нас народ!
Альфия Закеевна Гайсина по образованию медицинский работник. Дарига Сафиновна Маркелова больше 20 лет отработала секретарем-машинисткой на радиозаводе, говорит, раньше немного шила для себя. Массовое шитье освоила уже в центре. У нее прекрасный голос, поэтому во время работы может поддержать подруг исполнением хорошей песни на родном языке.
Нурия Стерхова – преподаватель математики, после окончания госуниверситета много лет работала в школе. Шитье – ее хобби.
– Шить научилась в пятом-шестом классе, – говорит Нурия Ахатовна. – Когда вышла замуж, стала обшивать всю семью – платья, брюки, рубашки, даже свадебные наряды приходилось шить. А сейчас пришла сюда, и люди здесь очень добрые, просто не хочется покидать коллектив. Я благодарна своей сестре Гольгене Ахатовне, она всю жизнь отработала инженером-маркшейдером и способна настроить любую швейную машину. С удовольствием прихожу и служу своему Отечеству, но хочу, чтобы поскорее закончилась эта война.



