«Школьный туризм может озолотить регион»
Школьный туризм – это кладезь возможностей для туроператоров Иркутской области. Он самый массовый и стабильный: в отличие от иностранных туристов, чей приезд зависит от многих факторов, новые поколения школьников приходят каждый год. Власти уделяют развитию этого направления большое внимание. Но готов ли бизнес? Об этом мы поговорили с директором ИРОО «Юность без границ» Светланой Марковой, членом Координационного совета по туризму при правительстве Иркутской области.
Детская дипломатия
– Ваш новый проект для школьников называется «Детская дипломатия». Как он появился и какие страны охватывает?
– «Юность без границ» с 2014 года реализует проекты, которые через школьный туризм прививают любовь к родине. В них уже поучаствовали более 10 тысяч ребят. Мы первые в России организовали тематические «Детские поезда» в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, города «Золотого кольца», а также специальный «Детский поезд» в Беларусь. Тогда я увидела силу детской дружбы: сибирские дети, общаясь со сверстниками, глубже погружались в историю соседей.
После пандемии 2020 года, работая в Фонде стратегического и инновационного развития Иркутской области над региональной программой «Вовлечение школьников в науку», я осознала необходимость общения наших подростков со сверстниками из стран АТР. Им предстоит строить будущее, а искренность детей может растопить все границы. Если семена дружбы посеяны с детства, они дадут крепкие всходы в виде сотрудничества в науке, образовании, культуре, экономике. Так родилась «Детская дипломатия».
Мы начали с поездки в школу Маньчжурии (КНР). 2025-й посвятили знакомству с Вьетнамом, в 2026 году планируем продолжить эту работу, а также подружиться со школьниками острова Хайнань и Монголии.
– Вам удалось организовать сотрудничество студентов иркутских техникумов с будущими коллегами из Вьетнама. Это первый такой опыт между нашими странами?
– Да, это первый случай, когда студенты и преподаватели российского СПО побывали во Вьетнаме – обычно сотрудничество ведется между вузами. В ноябре студенты – повара и кондитеры посетили профильный техникум в Ханое и вместе приготовили национальный суп фо бо. Когда мы рассказали, что можем познакомить вьетнамцев с сибирской и байкальской кухней, восторг был полный. По результатам нашей поездки стало ясно, что вьетнамцам из-за растущего потока российских туристов нужны наши практиканты в сфере туризма, гостиничного дела и гастрономии. Во Вьетнаме растет любовь к кондитерским изделиям, и студентам иркутского техникума есть что им предложить. Нас там ценят как носителей самобытной сибирской кухни с берегов Байкала и готовы приехать к нам за этими знаниями. В итоге впервые в России готовится соглашение о сотрудничестве именно между техникумами.
– Почему выбор пал на Вьетнам?
– 2025-й был годом 75-летия установления дипотношений между нашими странами. Также мы вместе отмечали 80-летие Победы в Великой Отечественной войне, 80-летие Национального дня Вьетнама и 50-летие воссоединения страны. Это вдохновило на обмены. Весной 80 школьников Иркутской области посетили ведущие школы Ханоя. На фоне некоторого спада интереса китайских туристов Вьетнам – перспективное направление для въездного и выездного туризма. Наш регион может занять здесь лидирующие позиции в направлении школьного и молодежного обменного туризма. Эту работу мы ведем вместе с обществом российско-вьетнамской дружбы «Байкал» и Русским домом в Ханое под руководством Владимира Мурашкина.
– А нашему турбизнесу такие обмены интересны?
– Должны быть интересны! Такие поездки – это первое знакомство, которое снимает страхи и барьеры в привлечении юных туристов из другой страны к нам. Дети находят новых друзей и начинают неформально общаться. И если потом будет возможность получить образование в России, они поедут не в Москву, а к друзьям на Байкал! Для туроператоров такие обмены демонстрируют перспективу рынка.
Прототипы будущего детского туризма
– В декабре вы провели стратегическую сессию «Развитие школьного туризма в Приангарье». Какая цель была?
– Задача была за один день с молодежью создать прототипы будущего школьного туризма. Нам важно было услышать свежие и смелые идеи непосредственно от молодого поколения. Вот, к примеру, тот же вьетнамский школьник, он не просто поедет в Иркутск поступать в вуз, он поедет в гости к своим друзьям. А как ему интересно показать Иркутск? Это должны придумать его же сверстники. Сейчас идет формирование базовых направлений, планируемых для включения в стратегию развития туризма Иркутской области. В ней будет отдельный блок «Детский, молодежный и семейный туризм». Поэтому все материалы нашей сессии переданы в агентство по туризму региона для включения в эту стратегию.
– С 2023 года на федеральном уровне реализуется программа по развитию образовательного туризма для детей и молодежи «Классная страна». Наш регион участвует в ней?
– Конечно. И проекты, разработанные нашими школьниками, в числе победителей. Всероссийская программа по развитию образовательного туризма для детей и молодежи «Классная страна» была запущена в апреле 2023 года Агентством стратегических инициатив (АСИ) при поддержке министерства просвещения России и министерства экономического развития России. Иркутская область стала одним из 22 регионов, вошедших в эту программу. Я являюсь правительственным координатором программы. Мы в течение года со школьниками из разных территорий Прибайкалья (Точка будущего, Хомутовская СОШ № 1, СОШ № 7» р.п. Култук) разработали школьные маршруты по направлениям «История и патриотизм», «Культура», «Экология», «Наука», «Спорт и ЗОЖ». Защитили свои проекты на ВДНХ в Москве. Каждый маршрут привязан к учебно-методическим образовательным комплексам, то есть связан со школьными предметами. Такой симбиоз туризма и образования. И в 2026 году мы надеемся принять участие в программе, но уже со студентами СПО.
Бизнес и безопасность: как найти баланс?
– Вы долго занимаетесь детским, школьным и молодежным туризмом в регионе. Это направление до сих пор остается сферой участия не бизнеса, а власти и общественности. Чего не хватает?
– Возможно, не хватает смелости и желания работать в этом направлении. Родители готовы платить, но им нужны гарантии безопасности. К сожалению, много «серого» бизнеса, который сетует на строгие требования государства. Я с этим не согласна. С детьми, как в авиации, нельзя экономить на безопасности. Каждый запрет возникает из-за ЧП. В детском туризме безопасность можно обеспечить только соблюдением закона и прозрачностью.
– Какие, например, «серые» схемы?
– Например, когда водитель автобуса собирает деньги с родительского комитета и сам везет детей на «экскурсию». Или когда поездку организует некий «организационный комитет» без конкретного ответственного должностного лица. При ЧП спрашивать будет не с кого, деньги не вернут, за жизнь и здоровье детей ответственности никто не несет.
В этом учебном году агентство по туризму подготовило инструкцию, как должна законно оформляться детская группа. Министерство образования в свою очередь распространило данную инструкцию по региону. Надеюсь, совместно нам удастся навести порядок в этой сфере.
– Дети – категория непростая, помимо обеспечения безопасности за школьниками нужен постоянный присмотр.
– Да, это хлопотно. Они постоянно что-то придумывают. И кадки с цветами могут на лифтах катать, и в ковровые дорожки заворачивать в отелях. Но я не устану повторять: это самый интересный и перспективный вид туризма. Иностранцы приходят и уходят, а наши дети растут каждый год. И все родители хотят, чтобы их ребятишки знакомились с Восточной Сибирью, с Иркутском. Именно в таких поездках формируются романтические идеалы и жизненные ценности. Пропустив эмоции путешествия через себя, дети влюбляются в наши просторы, культуру, природу. А узнать и полюбить – значит, стать патриотом! Туроператор может воспитать человека, постоянно стремящегося к путешествиям, своего будущего клиента. Мое твердое убеждение: школьный туризм, как только туроператоры нащупают его пульс, может озолотить наш регион.




