Спектакль о несбывшихся надеждах
В Иркутском драмтеатре поставили «Три сестры»
Каждый человек мечтает быть счастливым, но «отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, бесполезны, несчастны…». Ответ на этот вопрос ищут герои «Трех сестер» в Иркутском драматическом театре им. Н.П. Охлопкова. Спектакль по самой неоднозначной пьесе Антона Чехова поставил режиссер Андрей Шляпин. Музыку к нему написал артист Алексей Орлов (II), а некоторые исполнители главных ролей за два года научились играть на музыкальных инструментах.
Пространство спектакля решено на контрастах. Действие разворачивается в аскетичных декорациях на дощатом помосте, а герои собираются на торжество за простым деревянным столом. Над сценой нависает роскошная многоярусная хрустальная люстра как некий символ сверкающей мечты. В первой сцене семейство Прозоровых музицирует. Старшая сестра Ольга (Анна Дружинина) играет на рояле, средняя Маша (Анна Берлова, Екатерина Константинова-Венцкене) – на виолончели, младшая Ирина (Екатерина Финк) – на кларнете, брат Андрей (Алексей Орлов) – на скрипке. Нестройный, но дружный квартет старательно выводит мелодию. Они еще полны надежд, уважения и любви друг к другу.
– Вместе с режиссером мы придумали такой ход, что музыка, которую мы вместе играем в начале спектакля – это тема семьи, мы ее играли, когда были живы родители, – рассказал Алексей Орлов. – И если вначале игра более-менее стройная, то по мере развития действия квартет расстраивается. Прозоровы – очень интеллигентные, воспитанные и хорошие люди, но они немного не от мира сего, а жизнь вокруг совсем другая.
По словам Алексея Орлова, все участники квартета имеют базовое музыкальное образование, но если для Анны Дружининой фортепиано знакомый инструмент, то Екатерине Константиновой, Анне Берловой и Екатерине Финк пришлось осваивать виолончель и кларнет «с нуля».
– Нам нанимали педагогов, искали инструменты, потом была написана музыка, за полгода до репетиции выдали ноты, и мы начали играть, – рассказала Екатерина Финк. – Это очень небольшое время для освоения такого сложного инструмента, как кларнет, который к тому же еще разбирается и настраивается во время спектакля. Кроме того, нам нужно было сыграться в ансамбле.
За три часа зрители наблюдают за тем, как меняется жизнь семьи Прозоровых. Одиннадцать лет назад их отец – военный – уехал с семьей из Москвы в уездный город, а год назад скончался. Сестры вспоминают прошлое, им кажется, что если вернуться в столицу, то жизнь их изменится. Они мечтают, что тогда все будет хорошо, брат Андрей поступит в университет и станет профессором. У каждого из персонажей есть свои мечты, которым, к сожалению, не суждено сбыться.
Ольга продолжает трудиться в нелюбимой гимназии и через несколько лет становится ее директором, так и не создав семьи. Маша несчастлива в браке, ее выдали замуж в 18 лет, и тогда муж Федор Кулыгин (Иван Алексеев, Сергей Дубянский) казался ей самым умным человеком. Однако со временем она поняла, что он «самый добрый, но не самый умный». Она находит утешение в романе с офицером Вершининым (Антон Залетин), супруга которого «не в себе». Ирина тоже мечтает о любви, но считает, что смысл жизни человека в труде. Однако тяжелая работа вместо счастья приносит ей лишь усталость.
Андрей не оправдывает надежд сестер, он женится на Наталье (Ольга Гарагуля), которую те презирают и считают мещанкой. Пока они находятся в своих грезах наяву, новоиспеченная супруга постепенно захватывает власть в доме. Сначала она разрушает мечту Андрея об университете. В спектакле этот момент показан очень образно. Андрей, который начал полнеть после смерти отца, предстает на сцене в очень объемном пальто. Наталья, обнимая супруга, достает из внутренних карманов книги и бросает их на пол, потом забирает и само пальто, становясь полноправной хозяйкой дома. И вот она уже выгоняет старую няню Анфису (Наталья Родина) из дома и чистит роскошную люстру, пока сестры размышляют о смысле жизни.
– Андрей очень порядочный человек, поэтому, когда его любовь с Наташей перерастает во что-то другое, он сначала пытается найти какой-то внутренний выход, но не находит, начинает пить и играть, – рассказал Алексей Орлов. – Ему тяжело, потому что он между двух огней – сестрами и женой, и что бы он ни сделал, все равно будет виноват. В какой-то момент что-то в нем ломается, он смиряется с окружающей действительностью и как бы становится стариком.
В спектакле это решено через интересный прием – фразы Андрея произносит старый сторож из земской управы Феропонт (засл. арт. Яков Воронов), а тот, в свою очередь, говорит за героя его реплики. Остальные персонажи спектакля словно не говорят друг с другом, а произносят монологи. За счет определенного ритма речи, повышенного тона, кажется, что они не слышат и не хотят слышать друг друга.
Окружение Прозоровых тоже счастливым не назовешь. Доктор Чебутыкин (засл. арт. РФ Николай Дубаков, Андрей Винокуров) всю жизнь любил мать сестер, а она была замужем, поэтому собственную семью так и не создал. Барон Тузенбах (Арсений Яковлев) безнадежно влюблен в Ирину. Штабс-капитан Соленый (Николай Стрельченко) тоже добивается младшей сестры, но делает это нарочито дерзко. Соленый – полная противоположность Тузенбаха, он видит мир более жестоко, и в любви тоже жесток, поэтому в финале, не дрогнув, убивает барона на дуэли.
– Когда я читал «Три сестры» в школе, то не мог уловить, в чем проблема этих людей, их рассуждения казались какими-то надуманными, избыточными, но режиссер Андрей Шляпин сделал эту историю понятной современному человеку, – считает Николай Стрельченко. – Этот спектакль про людей, про семью, про то, что близкие иногда не могут взаимодействовать, услышать друг друга. То есть это не какие-то аморфные, непонятные персонажи, а живые люди. Оказалось, что внутренние конфликты, которые терзают героев, ничуть не устарели за более чем сто лет.




