«Меня вдохновляют успехи учеников»
Современный учитель должен обладать выдержкой, быть внимательным, ответственным, готовым прийти на помощь. В этом убежден Дмитрий Чирак, победитель второго конкурса «Гордость земли Иркутской» в номинации «За профессиональные заслуги». Он – учитель истории, заместитель директора по воспитательной работе школы № 64 Иркутска, региональный эксперт по аттестации педагогических работников Иркутской области.
– Дмитрий Богданович, есть ли у вас в семье педагоги? Почему выбрали эту профессию?
– Педагогов у нас в семье нет, за исключением моей двоюродной сестры, которая также работает заместителем директора в школе в Жигаловском районе. Я выбрал профессию педагога потому, что с детства чувствовал тягу к общению с детьми и понимал, насколько важна роль наставника в формировании характера и мировоззрения молодого поколения. Учителя в моей школе были примером настоящего профессионализма и доброты. Поэтому после школы я поступил на исторический факультет филиала Иркутского педуниверситета (впоследствии ВСГАО).
– Вспомните свой первый год работы в школе. Что вам больше всего запомнилось?
– В усть-илимскую школу № 7 я пришел сразу после армии. Сначала вел историю, обществознание, ОБЖ. Через полгода мне доверили классное руководство. Первый рабочий год стал временем больших открытий и испытаний. Больше всего меня поразило разнообразие характеров учеников и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку. Были моменты растерянности, но поддержка коллег помогла преодолеть трудности. Особенно ярко вспоминаются первые успехи моих воспитанников, они вдохновляют двигаться дальше и профессионально развиваться.
– Восемь лет вы отработали в Усть-Илимске, чуть меньше – в Иркутске. Отличаются ли дети из двух этих городов? Вообще, современные дети – какие они?
– Дети везде одинаковые. У них примерно одни и те же интересы, увлечения. Воспитание зависит от родителей и от среды, в которой они находятся. Нынешние дети отличаются большей информированностью, они живут в век доступных цифровых технологий. Они быстрее воспринимают новую информацию, легко осваиваются в виртуальном пространстве. Однако эмоциональная зрелость часто отстает от интеллектуального развития. Для современных ребят особенно важны доверительные отношения со взрослыми, уважение к их индивидуальности, благоприятные условия для самовыражения и творчества.
– Есть мнение о том, что современный учитель – больше чем учитель. Он еще и тьютор, и наставник для детей. Вы согласны с этим?
– Сейчас в школах учатся дети, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Все ребята находятся в одном коллективе, педагогу важно найти подход к каждому ребенку, но сделать это так, чтобы другие дети не почувствовали, что именно к этому ребенку другое отношение. Да, понятие «учитель» сейчас гораздо шире, он и наставник, и зачастую – пример для подражания.
– Раньше профессия учителя всегда считалась женской. Изменилась ли ситуация, много ли мужчин преподает у вас в школе?
– Безусловно, женщин в нашем коллективе больше, чем представителей мужского пола. Но мужчин тоже достаточно: учителя иностранного языка, физкультуры, математики, истории, ОБЖ, социальный педагог тоже мужчина.
– Вы – победитель конкурсов федерального, регионального, городского масштаба. Какие у вас профессиональные планы?
– Хочу продолжать развивать профессиональное мастерство, повышать квалификацию и передавать опыт молодым специалистам. Еще для меня важно внедрение современных образовательных методик, способствующих развитию креативности и критического мышления учащихся. Намерен также активнее участвовать в общественной жизни школы, поддерживая проекты, направленные на укрепление здоровья школьников и формирование культуры здорового образа жизни.




