Экспозиция сельского мастера

Двор резчика по дереву из Братского района напоминает выставочный зал

«Незаметно для себя стал участвовать в выставках-ярмарках в Братске. Инициатором, правда, больше выступала жена, потом клубные работники пришли, попросили показать в городе изделия. Впрочем, география обладателей давно вышла за границы города или района».

«Такой дом здесь один. Увидите много резных зверей на стене – это он. Кроме Хохлова деревом никто не балуется». Действительно, усадьба Владимира Хохлова в поселке Наратай – местная достопримечательность. Стены дома и гаража – постоянно действующая выставка работ хозяина. Лоси, изюбри, кабаны и невероятное количество сказочных лесных героев. В фантазии Владимиру точно не откажешь.

«Не было у нас хорошего трудовика»

Владимир, судя по количеству работ, вы давно занимаетесь резьбой. Откуда такая тяга к дереву?

– Мне еще в школе нравилось возиться с деревяшками, но не повезло, не было у нас хорошего трудовика, – рассказывает Владимир Григорьевич. – Рисовать не получалось, в лучшем случае мог скопировать что-то. Возможно, и здесь сказалось отсутствие педагога. Выйдя из школы, не знал, куда деться. Все пацаны пошли в гараж, и я за ними. Выучился на шофера, сдал на права, мне нравилось крутить баранку, тогда это почетно было. Мы все время в лесу работали, деньги хорошие платили. А с началом перестройки как будто все обрубили – работы толком не стало, зарплату не платили, и работать по-настоящему уже мало кто хотел. Бывало, приедем в лес, пока остальные отдыхают, из дерева вырежу какую-нибудь рожицу. Не так давно компанией отдыхали в одном месте, и на дереве обнаружил свое творение 30-летней давности. Когда младший сын подрос, поехали семьей в лес, показал ему одну скульптурку: «Вот это дядька Карганай, чтобы он не серчал, надо конфетку положить, тогда можно и желание загадать».

Потом мои творения стали исчезать. Вырежешь, спустя какое-то время приедешь – нет уже. Думаю, людям нравится, если забирают с собой.

Подарки разошлись от Калининграда до Южно-Сахалинска

Что конкретно нравится при работе с деревом – поиск формы, разработка своей технологии, новые направления?

– Мне в целом нравится работа с деревом. Когда заготовку отшлифуешь, а потом покроешь воском или лаком, на поверхности возникает текстура дерева, так играет – залюбуешься. Зачастую из ничем не примечательной коряги получается приличная вещь. Однажды нашел на берегу залива затопленный, да еще обожженный «при жизни» пенек, высушил, обработал, и неожиданно получилось нечто вроде сказочной кляксы. Жена купила в канцелярском отделе глаза, таким образом мы ее «оживили».

Мужик из местных с другом пришли, смотрели мои поделки, как только дошли до кляксы: «Продай!». Так она обрела другого хозяина. Со временем стал замечать, что людям нравятся мои работы.

Сестра с Сахалина приезжала, говорит, твои поделки уже от Калининграда до Южно-Сахалинска во многих городах находятся.

В деревне режим работы 24 на 7, как удается выкроить время, чтобы заняться любимым делом?

– К зиме становится поменьше работы, вечерами в основном пилю, строгаю. Голова разгружается, вроде бы и поработал, а по факту отдохнул. Бывает, после работы надо успокоиться. Взяв в руки острый инструмент, тут волей-неволей приходится сосредотачиваться. Лезвие острое – быстро без пальца останешься.

Где черпаете вдохновение?

– Беру корягу или заготовку, кручу в разные стороны, смотрю на нее, и в голове начинает пробуждаться какой-нибудь образ. Короче, сначала нафантазируешь, а потом воплощаешь на заготовке.

Стараюсь не зацикливаться на чем-то одном. Придумал вырезать головы копытных – лосей, изюбрей, косуль из дерева, но рога креплю потом настоящие. Их иногда дарят, в лесу находим. Законченный сувенир выглядит очень хорошо. Постоянно смотрю различные каналы, где настоящие мастера рассказывают и показывают, как сделать что-то интересное.

Обработка дерева не такая простая, как может показаться. Нюансов очень и очень много. Одна заточка режущего инструмента чего стоит. Сейчас в магазинах продается огромное количество деревообрабатывающих станков, были бы деньги. Колеры, лаки, воск, всевозможные пропитки – чего только нет. Я помню времена, когда обыкновенную морилку днем с огнем было не сыскать. Чем только дерево не подкрашивали: марганцовкой, йодом и т.д.

Форму, размер и структуру задает сама природа

Как считаете, в перспективе ваше увлечение может стать источником дополнительного заработка?

– Возможно, но пока нет. Далеко не все понимают истинную цену изделия, предлагая порой смешные 300–400 рублей. Сейчас одна стамеска стоит две-три тысячи, а работа может растянуться на несколько месяцев. Мне проще просто подарить вещь хорошему человеку.

Родные и знакомые на свои дни рождения давно уже ждут от меня какую-нибудь вещь, сделанную своими руками. Хорошо, когда люди понимают, что все работы эксклюзивные, повторить при всем желании невозможно. Большим спросом пользуются вазы и чаши из березового капа. Но чтобы сделать их, сначала надо найти его в лесу – тут как повезет. Форму, размер и структуру задает сама природа, и все это в единственном экземпляре. Однажды нашел березовый кап, высушил, распустил его на циркулярке, отшлифовал и теперь смотрю на спил, как на картину. Но подобное случается редко.

Что желают получить от вас родные и близкие в качестве подарка?

– В целом особой разницы нет: даришь чисто декоративный сувенир, например, какую-нибудь смешную рожицу на стенку или прикладные предметы – лавочки, табуретки, их принимают с большой благодарностью.

Самодельная мебель, в отличие от древесно-стружечных образцов, служит невероятно долго. Мы живем с женой 38 лет, но до сих пор пользуемся кухонным гарнитуром, который мастер по заказу сделал. Иногда предлагаю жене поменять его, она не соглашается. Со временем стал замечать такую закономерность: многое зависит от того, кому предназначена вещь. У меня было несколько случаев. Знакомый попросил что-то сделать. Садишься исполнять заказ, но ничего не получается. Вроде бы и резал до этого таким же образом, но древесина начинает заклинивать, даже, бывало, бросал в итоге работу. В другой раз сядешь, и все, что называется, на одном дыхании сделаешь. И дерево попалось красивое, и режется легко. От человека, выходит, все зависит.

Дом Владимира Хохлова в поселке Наратай Братского района знают все, хотя никто из местных жителей не смог назвать точного адреса мастера

Областная газета № 134 (2924) от 26 ноября 2025