Жизнь на болоте
В Усольском районе дачники страдают от подтоплений
Владельцы садовых участков СНТ «Сосновый бор» в Усольском районе год от года бросают дачи или продают за бесценок. Почему земля близ деревни Большежилкина, несмотря на красоту окрестных ландшафтов, стала невостребованной?
Вода не уходит
Много лет участки садоводства, разбитого в свое время на болоте, топит. Ничего на такой земле не вырастишь, с горечью говорят дачники.
У проблемы исторические корни. СНТ было основано в 1980-х годах в пяти километрах от деревни Большежилкина на заболоченных землях. Свыше 1200 участков тогда предложили дачникам. Будущих садоводов и огородников не смутила близость болота, тем более что крупное предприятие из Ангарска в качестве дренажной системы нарезало по периметру отводные каналы. Сегодня канавы глубиной в человеческий рост осыпались и заросли деревьями, а вода после дождей и таяния снега направляется прямиком на грядки и в сады.
– По комплексному мелиоративному проекту, выполненному в 1990 году, были произведены работы по отведению вод от нашего садоводства, – рассказывает председатель СНТ «Сосновый бор» Сергей Глубышев. – Были вырыты каналы, выполнена водоотводная сеть вдоль автодорог и канал, проходящий по одной из главных улиц. Также строители выкопали магистральный канал-водоприемник. В последние годы практически все летние сезоны идут сильные дожди, каналы внутри садоводства полностью заполнены водой. Два года назад началось сильное подтопление земельных участков. Здесь близко река Картагон, окрест болота. Канавы с 80-х годов никто и никогда не чистил. В июле 2001 года Усольский район столкнулся с масштабным наводнением из-за продолжительных ливней. С тех пор вода и не уходит.
Всего в СНТ более 1 тыс. участков, летом здесь проживают более 600 человек. Много брошенных и выставленных на продажу дач. На популярном сайте объявлений средняя цена земли с домом в «Сосновом бору» – 300–400 тыс. рублей.
Ольга Полякова – одна из тех, кто свой участок в СНТ оставлять не хочет. Но и хозяйствовать на нем год от года ей становится сложнее.
– Четыре года подряд наш участок топит – гараж, теплицу, постройки. Рядом добрая половина соседей земли побросала, – вздыхает женщина. – У соседа Сергея вода прямо в доме стоит. Трудишься, а усилия все зазря пропадают – картошка гниет на корню из-за сырости, корнеплоды, свекла и морковь тоже. Я уже ни капусту, ни кабачки не сажаю, руки опускаются.
Бесхозные канавы
Руководство СНТ накопило долгую переписку с разными инстанциями по решению проблемы. В его распоряжении – 14 документов, и это далеко не полный перечень.
– Мы начали с низов – обращались в местную, районную администрацию, писали в Ангарскую межрайонную природоохранную прокуратуру. Отовсюду приходят отписки, мол, вы собственники, вот и решайте проблему сами, – возмущается Сергей Глубышев.
Из переписки с администрацией Усольского района выяснилось, что объекты недвижимости – мелиоративные сооружения для отведения вод от СНТ «Сосновый бор» – в собственности муниципального района отсутствуют. То есть по документам они не существуют и обслуживать их некому. «Проведение восстановительных работ всех водоотводных каналов за счет бюджета Усольского муниципального района будет являться нецелевым использованием средств», – говорится в ответе районной администрации.
– Дачу здесь приобрели еще мои родители. Когда выполнили проект по мелиорации, в нем было указано – водоотводные каналы с их координатами рекомендовано оформить в частную собственность. Ни один из председателей СНТ на это не решился. В результате получилась, что это и не наша собственность, и даже не лесхоза – мелиоративных сооружений просто нет как факта, – поясняет старожил садоводства, бухгалтер СНТ Нина Иванова.
Однако земельные участки за границами СНТ – это земли лесного фонда, что документально опять-таки подтверждено.
– В прошлом году к нам приезжали представители Ангарского лесничества. Ознакомились с проблемой, но она с места не сдвинулась. Лесники должны были побывать у нас и в сентябре этого года, но пока никто не приехал, – добавила Нина Иванова. – В 2023 году лесные каналы сами дачники почистили под дорогой, вода стала уходить, но дальше ей идти некуда, и она опять идет в болото, стоит на участках.
Резиновые сапоги не выход
– При любом строительстве важно оценить уровень грунтовых вод и состав почвы. Резиновые сапоги не выход – если есть источник подтопления, вода обязательно возьмет свое, – говорит инженер-мелиоратор иркутской строительной компании Иван Батышев. – Для осушения участка необходима сеть дренажных канав по периметру, соединенная с мелиорационными канавами дачного массива. Также можно поднять затопляемый участок, заместить торф твердым, хорошо дренируемым грунтом – песком, щебнем, обломками кирпича. По опыту скажу, что поднять участок по затратам сопоставимо с ценой маленького дачного домика.

Жители «Соснового бора» и рады бы поднять тонущие участки, но до части хозяйств машины с грунтом просто не доходят – любой дождь, и дороги становятся непроезжими.
– Отсыпать это дорожное болото, представляете, какие это затраты? Мы и подъездную дорогу к СНТ сделали только через суд, раньше она была ничья, а теперь это трасса районного значения. Нам ее один раз отсыпали, но этого явно мало. Правда, говорят, на следующий год средства на отсыпку в бюджете предусмотрены, – надеется Нина Иванова.
А еще в «Сосновом бору» электросети проектировались в прошлом веке и требуют замены. Но пока не решится вопрос с заболачиванием участков, энергетики вряд ли приедут.
– Мы здравомыслящие люди и понимаем, что бесплатно никто ничего делать не будет. Но фронт работ огромный, нам нужна помощь, поэтому я просто пишу в разные инстанции, – констатирует Сергей Глубышев.
Поскольку органы районной власти имеют полномочия в отношении СНТ, что закреплено в законодательстве, руководство садоводства намерено вынести вопрос на административный совет при мэре, в думу района и областную прокуратору о непринятии мер. Газета «Областная» будет следить за развитием событий.



