Инклюзивная культура
В Приангарье создают условия для творческой реализации людей с инвалидностью
В творческую лабораторию превратилась Иркутская областная библиотека им. И.И. Молчанова-Сибирского. 30 октября здесь прошли мастер-классы по театральному и изобразительному искусству, духовому исполнительству для детей с ограниченными возможностями и учителей допобразования. Приангарье вошло в число пяти регионов России, где реализуется федеральный проект «Инклюзивный дом искусств» с участием педагогов Российской государственной специализированной академии искусств.
Заставить плакать и смеяться
На мастер-классе по театральному искусству 11 ребят на сцене учатся выражать различные эмоции. Их символизируют разноцветные воздушные шары. За обучением из зрительного зала наблюдают педагоги.
– Тебе нужно заставить ее смеяться. То есть этот шарик смеется и хочет, чтобы она смеялась вместе с тобой, а этому шарику совсем не смешно, у него текут слезы, попробуйте сделать это, – говорит ребятам профессор кафедры актерского искусства РГСАИ Наталья Филатова.
В других аудиториях доцент кафедры дизайна Валерий Османкин делится опытом работы с особенными детьми на мастер-классе по изобразительному искусству, а профессор кафедры инструментального исполнительства Сергей Сорокин рассказывает о тонкостях игры на духовых инструментах для тех, у кого есть физические или ментальные трудности в обучении.
– В педагогике, как и в исполнительском искусстве, нет предела совершенству. Имея опыт работы с особенными детьми, мы стремимся к новым знаниям, поэтому значение таких мастер-классов трудно переоценить, – отметил педагог детской музыкальной школы села Хомутово Иркутского района Эдем Мустафаев. – У меня есть ученик, у которого плохо работает одна рука, а специфика игры на трубе предполагает, что обе руки задействованы. Но мы справляемся. Главное, что у ребенка есть желание учиться, а мотивация подчас больше, чем у ребят, которые не имеют ограничений по здоровью.
– Сергей Сергеевич очень много рассказывал про динамику, выразительность и другие особенности игры на кларнете, как сделать, чтобы звук был сильнее, устойчивее. Бесценно, когда такой опытный музыкант делится с нами своими знаниями, я очень много почерпнул из этого мастер-класса, – признался учащийся Иркутской школы-интерната музыкантских воспитанников Богдан Ларионов.
Лучшие практики
Кроме мастер-классов, в этот день прошел круглый стол «Инклюзивная культура: приоритеты и перспективы». Его участниками стали эксперты из 10 регионов России. Они говорили о создании творческой и образовательной среды для детей с особыми потребностями, представили лучшие инклюзивные практики, обсудили новые направления в этой сфере. Опытом работы инклюзивной лаборатории поделились представители Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. Об организации и проведении областного инклюзивного фестиваля рассказали специалисты библиотеки им. Молчанова-Сибирского.
– По данным на начало 2025–2026 учебного года, в Иркутской области в 30 учреждениях дополнительного образования сферы культуры обучаются 116 детей с инвалидностью, – сообщил заместитель председателя правительства региона Андрей Южаков. – Наиболее востребованными отделениями являются живопись, фортепиано, народные инструменты. Для всех нас важной задачей являются создание условий для социокультурной реабилитации детей-инвалидов и расширение возможностей для их обучения в системе дополнительного образования.
Министр культуры Иркутской области Олеся Полунина отметила, что на федеральном уровне разработана «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года». В ней обозначены проблемы, актуальные и для нашего региона, в том числе недостаточная содержательная составляющая методических разработок и учебных программ для работы с такими детьми.
– Сегодня и наши специалисты, и коллеги из других регионов делились своими лучшими практиками, которые пока реализуются точечно, и наша задача, чтобы о них узнали, приняли в работу как можно больше коллективов, учреждений культуры и образовательных организаций, – подчеркнула Олеся Полунина.
Комментарий
Елена ПАХОМОВА, ректор РГСАИ:
– Иркутская область является одним из лидеров в создании условий для участия людей с инвалидностью в культурной жизни общества. В регионе работают две инклюзивные творческие лаборатории, правительство заботится о создании условий для творческого развития людей с инвалидностью. Тот факт, что здесь проходят мероприятия «Инклюзивного дома искусств» – еще одно тому доказательство.





