30.10.2025 03:36
Рубрики
Общество
Фото
Фото Андрея ФЕДОРОВА и из архива Татьяны Ивченко
Фото:
Фото Андрея ФЕДОРОВА и из архива Татьяны Ивченко
30.10.2025 03:36

В трех километрах от передовой

Черемховская медсестра Татьяна Ивченко полгода спасала раненых бойцов в зоне СВО

Более 18 лет Татьяна Ивченко работает медицинской сестрой-анестезистом в Черемховской городской больнице № 1. Вместе с мужем они воспитывают пятерых детей. Тем не менее в 2022 году женщина подписала контракт и полгода провела «за ленточкой», в полевых условиях оказывая неотложную помощь нашим бойцам. Сибирячка удостоена медали «За спасение погибавших».

Ответственное решение

– Татьяна Владимировна, почему выбрали непростую профессию медсестры-анестезиста?

– После школы, особо не задумываясь, поступила в Иркутское медучилище № 2, благополучно окончила и сразу пошла работать в реанимацию отделения онкологии, где трудилась восемь лет. Потом с мужем купили дом и переехали в Черемхово.

– Какие качества важны для людей вашей профессии?

– Само собой хладнокровие, необходимо очень быстро и четко принимать ответственное решение. Полностью выполнять указания врача, чтобы больной любую операцию перенес абсолютно безболезненно.

– Муж – врач по профессии?

– Нет, у Олега другое призвание, он повар.

– Ну, значит, приходя с дежурства, вам не надо ломать голову, что приготовить?

– Да, в этом плане мне очень повезло, мой муж очень хорошо готовит. Я могу подойти к холодильнику и сказать, что не знаю из чего готовить. А он из этих же продуктов приготовит шикарное блюдо. В этом деле он настоящий талант. Встает всегда очень рано, завтраки готовит. Когда вечером приезжаю с работы, тоже всегда все готово. Поэтому я спокойна, что дети большую часть времени проводят с ним, на их вкусовые предпочтения которых он и ориентируется.

– У вас с Олегом большая семья?

– Да, пятеро детей. Старшей уже 21 год, внучке два года исполнилось, младшенькой – шесть лет.

«Будьте готовы с вещами»

– Имея такую команду детей, как решились отправиться на СВО?

– Нам на работу принесли распоряжение, что в госпиталь требуются медсестры-анестезистки. Мы с мужем это обсудили, и он изначально был не против, считая, что меня это коснется, поэтому, наверное, и сказал: «Да ради бога, езжай».

Я и поехала уже на следующий день в военкомат, подала документы. В течение недели прошла комиссию. Сначала нам сказали, что на подготовку к командировке у нас есть пара недель, но в итоге позвонили из военкомата уже через сутки: «Будьте готовы с вещами». Вот тут мы сильно поругались с мужем, наверное, впервые за все время. Но все равно я уехала. Это был конец августа 2022 года.

– Вы уже знали пункт приписки, куда вас направляют?

– Изначально речь шла о госпитале в Новосибирске, но потом все пошло по-другому сценарию. Это мы поняли, когда нас привезли в Алейск Алтайского края. Выяснилось, что «за ленточку» готовили бригаду, и несколько человек в силу разных причин отказались, не думаю, что стоит их осуждать за это. И меня отговаривали от затеи, говорят, возвращайтесь в свой Иркутск, но я такой человек, если решила и поехала, то уже дойду до конца, поэтому подписала контракт. Точное место будущей работы мы не знали, нам говорили, что до передовой километров 30 примерно. Три дня мы добирались – сначала самолетом, потом на КамАЗах долго ехали, напряжение все время менялось вместе с окружающей картинкой. Когда добрались до места назначения, то оказались, что находимся порядка трех километров от передовой, вблизи от города Токмак Запорожской области. Раненых бойцов увозили в Мелитополь, минут сорок уходило на их транспортировку.

До госпиталя мы довезли всех бойцов живыми

– Помните первое впечатления от того места, куда вы попали?

– Если коротко, война есть война. В целом представляла, что это такое. Здесь дело несколько в другом. До этой командировки работала исключительно в стационаре, полевого опыта не было совсем. Поэтому первое время возникали определенные проблемы. Но бригада у нас сложилась очень хорошая, мне объяснили, помогли преодолеть трудности. Работа недалеко от передовой предполагает определенную специфику, например, нельзя ходить одной. Вокруг темнота, все окна плотно завешаны, когда фонарик включаешь, то свет направляешь строго в землю, себе под ноги. В таких условиях довольно сложно работать, например, принимать раненых, а их могли привезти в любое время. Круглосуточно опасались прилета беспилотников.

Ну, ничего, быстро адаптировалась к новым условиям – поездкам на КамАЗах, оказанию первой помощи в медсанчасти, которая располагалась в переоборудованном гараже. Самое главное в первые минуты в полевых условиях быстро остановить кровотечение, обезболить, при необходимости поставить капельницу, зафиксировать конечность, если она сломана и перебита, и оперативно отправить в госпиталь, где сделают все остальное. То есть самое главное – спасти бойцу жизнь в первый критический момент.

– А вы сами где жили?

– Весь медицинский батальон в составе 10 человек жил в брошенном доме. Режим работы абсолютно круглосуточный. Раненых могли привезти в любое время, поэтому спали в одежде, потому что не было времени даже на переодевание. Нередко счет, без всякого преувеличения, шел буквально на минуты. Мальчишки быстро засовывали ноги в сапоги или берцы, и я кроссовки шнуровала так, чтобы их можно было быстро надеть.

– Связь с родными постоянно поддерживали?

– Первый месяц у нас не было никакой связи, за исключением редчайшей возможности позвонить или отправить смс-сообщение из госпиталя, когда туда привозили раненых. Успевали только сообщить, что все нормально, что живы-здоровы и спросить – как дети?

– Сколько в общей сложности длилась ваша военная командировка?

– Дома я появилась только через полгода. Дети очень сильно по мне скучали, были невероятно рады, что мама наконец-то вернулась. Больше всего скучала младшая дочь, ей шел всего третий год. Муж само собой обрадовался, коллеги по работе, родные и близкие.

– Какое количество бойцов прошло через ваши руки за это время?

– Мы обычно не считаем пациентов – это плохая примета. Больше сотни, это точно. Дни разные бывали, когда шло наступление, пострадавших становилось заметно больше. Лично для меня важнее другое – до госпиталя мы довезли всех бойцов живыми.

Через два года после работы в зоне СВО Татьяна Ивченко была удостоена медали «За спасение погибавших». Кроме того, медсестра награждена медалью «За боевое отличие», которая пока не вручена, но надеемся, что обязательно найдет свою героиню.

Областная газета № 123 (2913) от 29 октября 2025