Служебный роман
В Иркутском музтеатре поставили пьесу Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского
«Не бойтесь жизнь переломить!» – поют герои спектакля «Служебный роман» в Иркутском музыкальном театре им. Н.М. Загурского. Строки из песни на стихи режиссера этой легендарной советской комедии стали лейтмотивом премьеры, которая открыла 85-й юбилейный сезон в театре. Главный режиссер Анастасия Гриненко, создавая лирическую музыкальную комедию, опиралась на пьесу драматургов Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Сослуживцы», поэтому постановка получилась более объемной, чем фильм. Кстати, эту историю, к киноверсии которой написал музыку композитор Андрей Петров, впервые представили в жанре мюзикла.
Сценографу Ольге Грицаевой (Беларусь) и художнику по костюмам Юлии Бабаевой (Беларусь) удалось создать на сцене эффектное пространство, одновременно ностальгическое и идиллическое. Передвижные стены-ширмы позволяют постоянно трансформировать пространство, перемещая героев из зала общей работы в кабинет директора, а изображение на заднике сцены, которое создал видеохудожник Илья Смилга (Санкт-Петербург), погружает в реалии Москвы второй половины XX века. Настроение в постановке также задает освещение, над которым работал Кирилл Хрущев (Екатеринбург).

– Мы назвали наш спектакль «Служебный роман», потому что не все зрители знают, что первоисточником легендарного фильма была пьеса «Сослуживцы», – рассказала Анастасия Гриненко. – Сюжетные линии взяты в основном из пьесы, при этом мы доработали истории некоторых персонажей, даже почерпнули какие-то идеи из воспоминаний авторов, поэтому у нас несколько женских историй раскрыты более широко. Например, мне кажется, зрителю всегда было интересно увидеть мужа секретарши Верочки, узнать, что между ними все-таки произошло. Таким образом, здесь мы следим не за одним, а за несколькими служебными романами. Мы не пытались соревноваться с фильмом, но хотели рассказать свою историю.
Ссора и примирение Верочки (Кристина Рагиль, Анастасия Солоха) и ее мужа Севы (Никита Лисунов, Сергей Потапов) в спектакле обросли подробностями. Шура из бухгалтерии (Ирина Мякишева, Юлия Панченко) тоже делится с Рыжовой (Светлана Мещерякова, Юлия Пихтина) подробностями своего неудачного романа с «ревизором с большими ушами», к которому ушла жена главного героя. Кроме того, в постановке появляется жена Самохвалова (Максим Колесников, Гейрат Шабанов) – актриса Татьяна (Софья Сучкова, Людмила Шер), которая оставила ради мужа свою карьеру.

Но главной сюжетной линией в постановке, конечно, остается история советской Золушки Людмилы Прокофьевны. Напомним, что она в свои преклонные для того времени 36 лет обретает любовь в лице своего подчиненного Новосельцева (Станислав Грицких, Роман Лукьянчук). Конечно, сегодня, когда возраст молодости в России длится до 35 лет, эта подробность кажется забавной. Именно поэтому песня Эльдара Рязанова «Не бойтесь», которая рефреном звучит в спектакле, становится новым смысловым акцентом этой истории. При этом превращение прекрасных актрис (в разных составах Александра Гаращук, Анна Захаренкова) сначала в невзрачную чиновницу, а потом в романтичную красавицу, выглядит очень эффектно. Кроме того, наблюдая за душевными метаниями героев, становится понятно, что дело совсем не в возрасте. Ведь поставить на себе крест можно и в 20, и в 30, и в 40, при этом никогда не поздно одуматься и стать счастливыми. И тогда ни возраст, ни двое детей, ни разница в социальном статусе не помешают зажить полной жизнью.

Динамичной и зажигательной историю делает хореография Дмитрия Якубовича. А вокальные номера под любимые мелодии буквально заставляют подпевать. В постановке киношлягеры Андрея Петрова из фильмов «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих», «Старые клячи», «Человек-амфибия» звучат в аранжировке композитора Николая Макаревича (Беларусь) и в исполнении симфонического оркестра под управлением Михаила Тарасова.
– Рязанов и Петров выпустили много фильмов в 1970–1980-е годы, и вся музыка там близка по стилистике и является своеобразным срезом эпохи, – отметила Анастасия Гриненко. – Поэтому в спектакле мы использовали хиты из разных фильмов, они добавили ему новых смыслов и красок. Ведь это мелодии, интонации, которые находятся в нас на генетическом уровне. Не надо пересматривать кино, чтобы они всплыли в нашей голове.

Специально на премьеру спектакля в Иркутск прилетел сын драматурга – художник Виктор Брагинский, который очень тепло отозвался о спектакле. У зрителей постановка тоже наверняка вызовет положительные эмоции, ведь помимо возможности увидеть любимую историю на театральной сцене, они смогут взглянуть на нее под другим углом и, возможно, тоже свою «жизнь перекроить».



