30.10.2025 02:58
Рубрики
Общество
Фото
Фото из архива Александра Наумова
Фото:
Фото из архива Александра Наумова
30.10.2025 02:58

Политический триллер

Иркутский журналист и писатель Александр Наумов издал книгу «Кантокуэн для СССР. Несостоявшийся блицкриг Японии». Материал для нее он собирал больше 30 лет. Почему эта тема актуальна сегодня и как шла работа над изданием, автор рассказал в интервью «Областной».

Тайны отряда 731

– Александр, откуда интерес к теме милитаристской Японии?

– Будучи журналистом, после окончании университета я работал в Тайшетском районе, где обнаружил несколько кладбищ японских военнопленных. Меня заинтересовала тема присутствия японцев в Сибири. В девяностые годы я вернулся в Иркутск, окончил аспирантуру. Меня пригласили работать в Главное Управление исполнения наказаний по Иркутской области. Там я тоже столкнулся с этой темой, лагеря японских военнопленных относились к нашей системе. К слову, самый известный из них располагался на Синюшиной горе в Иркутске. После окончания Второй мировой войны в Сибири было полмиллиона захваченных японцев. Военнопленные строили дороги, дома, производственные здания, были заняты на хозяйственных работах. Материал по этой теме я собирал больше 30 лет.

– О чем ваша новая книга, как вы определяете ее жанр?

– Книга «Кантокуэн для СССР. Несостоявшийся блицкриг Японии» приурочена к 80-летию Победы над милитаристской Японией и годовщине окончания Второй мировой войны. «Кантокуэн» – это кодовое название плана войны Японии против СССР. Тема моей книги – планы милитаристской Японии нападения на нашу страну и разработка ею бактериологического оружия. Накопленное бактериологическое оружие планировалось применить в том числе против населения советских территорий.

Я провел журналистское расследование о деятельности отряда 731 Квантунской армии, чье истинное предназначение замалчивается до сих пор во всем мире. Это подразделение вело разработку бактериологического оружия и проводило жестокие опыты над советскими, китайскими и монгольскими военнопленными и гражданским населением оккупированной Маньчжурии. Особый цинизм заключался в том, что японцы подробно освещали в печатных медицинских журналах все ужасы, которые творили над людьми в отряде смерти.

В то время, когда мы воевали с фашистской Германией, на другом конце земного шара США воевали с Японией на Тихоокеанском театре военных действий. В Америке считают, что капитулировать Японии помогли атомные бомбардировки ее городов. Сами японцы говорят, что то была исключительно воля их императора Хирохито. Но именно Маньчжурская стратегическая наступательная операция, блицкриг Советской армии в августе 1945 года привел к разгрому Кантунской армии.

Спустя десятилетия в разных странах смотрят по-разному на результаты Второй мировой войны, идет искажение, переписывание истории. И это недопустимо. Так, преступления отряда 731 до сих пор публично не осуждены на Западе, официально не признаны Японией. И замалчивается решающая роль нашей страны в той победе.

Жанр книги – политический триллер, авторское изложение событий с большим количеством архивных данных. Моей книгой, как я недавно узнал, заинтересовались в Китае.

Архивная работа

– Где вы собирали материал?

– Много работал в архивах Хабаровска, Москвы, Иркутска. Именно в Хабаровске в декабре 1949 года проходил суд над японскими военными преступниками. В книгу вошли стенограммы допросов высокопоставленных японских офицеров на Хабаровском процессе с признаниями о проведении экспериментов, редкие архивные данные о планах Японии по нападению на СССР, другие уникальные документы.

Иркутск в моей книге занимает особое место. Я нашел и обнародовал архивные документы о том, что город вызывал пристальный интерес у японской военщины еще накануне Русско-японской войны 1904–1905 годов. Японская разведка наводнила Иркутск и Красноярск шпионами, которые под видом ремесленников, торговцев фотогравировали стратегические объекты на Кругобайкальской железной дороге. Они же составили целую фотолетопись Транссибирской железной дороги.

Япония с интересом посматривала на земли советского Дальнего Востока и Сибири вплоть до Омска, активно участвовала в интервенции против Советской России, которая продолжалась с 1918 по 1925 год и нанесла серьезный ущерб экономике страны. В 1938 году японские войска предприняли попытку захватить часть Приморского края в районе озера Хасан, но потерпели неудачу, а в 1939 году Япония получила жесткий ответ от советских войск на реке Халхин-Гол в Монголии.

Иркутская дуэль

– Расскажите о творческих планах.

– Готовится к изданию моя книга о первой известной иркутской дуэли. 16 апреля 1859 года в Иркутске был убит чиновник особых поручений Михаил Неклюдов. 12 апреля 1859 года Неклюдов был в Белом доме у генерала Николая Муравьева-Амурского. Там другой чиновник канцелярии генерал-губернатора, коллежский советник Федор Беклемишев прилюдно Неклюдова оскорбил. Через несколько дней на Кокуевской заимке (район будущей усадьбы Владимира Сукачева) Неклюдов на той самой дуэли был убит.

Про иркутскую дуэль чиновников узнали не только во всей России, но и за границей. Критиковалась личность Николая Муравьева-Амурского, который был вынужден покинуть Иркутск и уйти в отставку.

На бывшем Иерусалимском кладбище я нашел старинное захоронение, относящееся к этой истории, и малоизвестный памятник Муравьеву-Амурскому в Иркутске. И у меня есть план организовать в Иркутске экскурсии по местам тех событий.

Областная газета № 123 (2913) от 29 октября 2025