Характером в деда
Ветеран Великой Отечественной войны из Свирска Яков Никандрович Прокопьев воевал за Киев, освобождал Европу, дошел до Берлина. Играя с маленьким внуком Андреем, говорил: «В хорошее время живем. Лишь бы не было войны». Старый фронтовик не успел узнать, что внук вырастет и вступит в бой с киевскими неонацистами.
«Мы нашли вашего мужа»
Большая часть жизни участника СВО Андрея Сафронова связана со Свирском. Мама Тамара Яковлевна работала акушеркой в Свирском родильном доме. Отец Геннадий Федорович был судоводителем-механиком в Свирском речном порту.
Профессию судоводителя избрал и Андрей. Отслужил срочную службу в армии и отучился в Иркутском техникуме речного транспорта. После Свирского порта ходил по Байкалу на туристическом теплоходе. Там и познакомимся с будущей женой Еленой. Сегодня у Сафроновых семеро детей разного возраста, двое из которых уже самостоятельные, а остальные – школьники и дошколята.
Когда началась СВО, Андрей, немногословный и серьезный, самостоятельно принял решение заключить контракт с минобороны. После подготовки в составе штурмового подразделения был направлен в ДНР. Участвовал в освобождении города Дзержинска, который ВСУ превратили в укрепрайон. Наши войска пробивали проход в северную часть ДНР, где находится мощная агломерация – Константиновка, Дружковка, Краматорск и Славянск.

В одном из боев на Донецком направлении Андрей пропал без вести. Так и сказали родным.
– Ночью пришло сообщение, – говорит супруга Елена. – Мы не знали, что случилось – погиб, в плену? А потом поступило новое сообщение от наших пехотинцев: «Мы нашли вашего мужа». И видео прислали, на котором я увидела Андрея. Трое суток ребята тащили его в наше расположение, спасли.
Сам Андрей, тяжелораненый, в забытьи, то и дело теряя сознание, пятеро суток пролежал в заброшенном, посеченном снарядами доме. Бой откатился дальше. В один из дней услышал окрики на русском языке: «Есть кто живой?» Ослабший от кровопотери боец откликнулся. В дверь зашли солдаты в полевой форме. «Свои, свои», – торопливо окликнул раненого один из вошедших. Группа эвакуации увидела Андрея, сидящего в углу и сжимающего в руках гранату. В плен бы он не сдался.
«О войне папа не рассказывал»
– Андрей сегодня в госпитале, в ДНР, готовится к операции, – рассказывает мама Тамара Яковлевна. – Там работают наши иркутские врачи, очень надеюсь, что поставят сына на ноги. Ранение сложное.
По словам мамы, Андрей – человек основательный и трудолюбивый. Починить телевизор, отремонтировать электрику, изготовить столярное изделие – все умеет и делает качественно. И многими чертами характера похож на своего деда.
Дед Яков Никандрович Прокопьев родился 25 марта 1920 года в селе, которое после строительства ГЭС ныне покоится на дне Усть-Илимского водохранилища.

На срочную службу паренек ушел в 19 лет и вскоре началась Великая Отечественная война. Ее ветеран прошел до самого конца, до победного мая 1945 года. Участвовал в боях за столицу Украины, за что награжден медалью «За оборону Киева». Фронтовик освобождал Чехословакию, Германию, имеет множество боевых наград.
– О войне папа не рассказывал, – вспоминает Тамара Яковлевна. – Мы и не знали, кем он служил. Говорил, что чинил солдатам сапоги, шил валенки, еду варил. Когда носил обед на передовую, шальная пуля пробьет бачок с едой, суп и вытекает. Папа быстро дырочку заткнет чем-нибудь и спешит в окопы, чтобы солдат скорее накормить.
И только гораздо позднее семья узнала, что Яков Никандрович служил на фронте не кем-нибудь, а разведчиком-химиком. Эта воинская специальность была так засекречена, что и через многие годы после войны было нельзя о ней рассказывать. Известно лишь, что роты химической защиты непрерывно вели разведку для вскрытия подготовки противника к химическому нападению, уничтожали живую силу и технику врага огнеметами, вели маскировку дымами своих войск и объектов тыла.
После войны Яков Никандрович женился, выучился на бойца военизированной пожарной охраны. Строил Братскую ГЭС, где и познакомился с супругой Александрой Андреевной. Она, уроженка Ростовской области, ребенком пережила немецкую оккупацию, рассказывала детям и внукам, как ее семья прятались от бомбежек и фашистских облав.
Маленький Андрей и дед Яков были очень дружны. Когда дед столярничал, мальчишка крутился рядом. Внуки помогали деду по хозяйству и дружно ели вкуснейшую картошку, сваренную им.
«Свирск своих не бросает»
Елена, супруга Андрея Сафронова, активный участник волонтерской организации «Свирск своих не бросает». Женщины плетут маскировочные сети, шьют для бойцов одежду, плащ-палатки, льют окопные свечи, делают сухой душ.
Отец Елены Владимировны, капитан 3-го ранга служил в военно-морском флоте. Дед Виктор Владимирович Тонишев, атаман Донских казачьих войск, тоже участник Великой Отечественной войны.
Сын Сафроновых, тоже Андрей, служит сегодня в космических войсках города Мирный Архангельской области на космодроме «Плесецк». Периодически ездит в командировки в зону специальной военной операции – подписал контракт, глядя на отца.



