Виртуальные мошенники
От киберпреступников в 2025 году пострадало более тысячи жителей Приангарья
1 млрд 766 млн рублей – такой колоссальный ущерб за девять месяцев этого года понесли жители Иркутской области от действий виртуальных мошенников. Сейчас чаще всего доверчивые люди попадаются на предложения о выгодных инвестициях, которые по факту разоряют «инвесторов». Правоохранительные органы снова предупреждают граждан о необходимости соблюдать бдительность в телефонных разговорах и общении в чатах.
Три самые распространенные схемы обмана
С каждым годом уровень IT-преступлений растет. В прошлом году в общей статистике доля киберпреступности составляла 33%, в этом – уже 35%. За девять месяцев от нее пострадало порядка 1000 жителей Иркутской области. С этими данными журналистов на пресс-конференции познакомила оперуполномоченный по особо важным делам Управления по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий (УБК) ГУ МВД России по Иркутской области Дина Наумова.
– Ущерб, нанесенный пострадавшим, составляет 1 миллиард 766 миллионов рублей. Сумма очень большая, – подчеркнула эксперт. – На первом месте остается такая схема мошенничества, как инвестирование. В этом году уже более 300 человек перевели лжеброкерам почти 400 миллионов рублей. Мы, естественно, проводим профилактику. В телеграмм-канале «Вас обманывают» регулярно выкладываем видеоролики, в том числе про инвестирование, просто уже не знаем, как людям объяснять.
На втором месте сохраняется мошенническая схема, где преступники представляются сотрудниками правоохранительных органов – ФСБ, Следственного комитета, полиции. Жертвами фиктивных силовиков стали около 150 человек. Их сумма ущерба – порядка 128 млн рублей.
Ранее на третьем месте был преступный сценарий, когда злоумышленники выдавали себя за операторов сотовой связи. Сейчас его сменила уже ставшая хрестоматийной история со звонками «сотрудников из службы безопасности банка», чьим россказням по-прежнему верят попавшие на крючок абоненты.
Молодежь ищет легкого заработка
Дина Наумова напомнила, что с июля этого года внесены изменения в 187 статью УК РФ о так называемых дропперах. Это участники преступных схем, которым на банковские счета переводятся похищенные у жертв средства, после чего они отправляются уже непосредственно организаторам преступления. Сейчас за такое незаконное посредничество предусмотрен штраф до 1 млн рублей и лишение свободы до шести лет.
– То есть довольно суровое теперь наказание. Сейчас мы проводим профилактические беседы в школах и вузах. Данному виду мошенничества подвержены как раз ученики 11 классов и студенты. Они стремятся подзаработать на свои личные нужды. С учетом внесенных в УК РФ изменений данный вид мошенничества немного убавил обороты. Но теперь мошенники вовлекают нашу молодежь в качестве курьеров. И если раньше предлагали где-то от 10 до 20 тысяч рублей за доставку какой-нибудь «посылочки», то теперь эта сумма уже может начинаться от 30 тысяч рублей, – рассказала представитель главка областной полиции.
Вопреки расхожему мнению, что на уловки злоумышленников обычно попадаются люди среднего и пожилого возраста, среди обманутых немало молодых. На встрече с журналистами прозвучала история, как один студент поверил ложному правоохранителю, что у него дома пройдет «обыск по видеосвязи». В итоге его семья лишилась 2 млн рублей, переведенных на пресловутый «безопасный счет».
Вернуть деньги сложно
Зачастую жертвы мошенников продолжают действовать по их указке, даже не находясь в определенный момент на прямой связи с ними.
– Они одурманены и сами начинают обманывать. К примеру, у нас была такая ситуация, и мне очень обидно за эту женщину. Она, продавая свое жилье, вводила покупателя в заблуждение, хотя он задавал ей очень много вопросов о том, зачем ей в ее возрасте нужно это делать: «Почему вы хотите расстаться с вашей единственной квартирой?». Та отвечала, что ей удобнее будет жить с сестрой. Опять вопрос – почему женщине нужны именно наличные средства? «Наличке доверяю больше. Я всю жизнь работала бухгалтером с финансами». Естественно, она стала жертвой мошенников. В этом случае очень проблематично защитить права человека, хотя попытки мы делали, – отметила старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Иркутской области Юлия Зимина.
Возместить ущерб от виртуальных преступлений непросто. Здесь прежде всего прокуратура обращается в суд с исками в интересах граждан, которые не могут сделать это самостоятельно в силу состояния здоровья или возраста. Также подает иски, когда взламываются счета пострадавшего и без его ведома проводятся финансовые операции. Сделка в этом случае признается ничтожной, совершенной незаконно в отсутствие волеизъявления клиента банка. Всего в 2025 году прокуратура предъявила более 200 исков на сумму 48 млн рублей.
Самозапрет на кредиты набирает обороты
Управляющий отделением Банка России по Иркутской области Игорь Коржук напомнил о нововведениях, призванных бороться с IT-мошенничествами. Среди них сервис «второй руки», когда человек выбирает для себя доверенное лицо, которое сможет подтверждать или отклонять банковские операции. Но доступа к финансам, счетам и реквизитам у него не будет. Также спикер упомянул «период охлаждения» по кредитам. Если речь идет о сумме от 50 до 200 тыс. рублей – это 4 часа. Если больше – до 48 часов. Считается, что за это время человек способен осознать, а действительно ли ему так необходимы эти деньги.
Кроме того, финансовые организации обязаны делать сверку, принадлежат ли счета клиенту банка, который намерен взять кредит.
– Также сейчас банки должны заключать договоры с несовершеннолетними только с письменного разрешения родителей или уполномоченных лиц. У нас можно получать банковские карточки с 14 лет. И нужно, чтобы родители могли контролировать транзакции, которые совершает ребенок, – пояснил Игорь Коржук.
Еще один инструмент защиты от лишних расходов – самозапрет на получение кредитов. Сейчас его можно установить в том числе через МФЦ. Эта функция набирает популярность. Однако находятся и те, кто опять же под воздействием чужой злой воли, снимает уже наложенный на себя самозапрет и переводит немалые деньги непонятно кому. Одно радует, что в Приангарье таких случаев – единицы.