О миссии классного руководителя рассказали в пресс-центре газеты «Областная»
14 октября в пресс-центре газеты «Областная» состоялась пресс-конференция на тему: «Миссия классного руководителя в современной школе».
– В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации одной из ключевых целей является формирование духовно-нравственного, социально ответственного гражданина и патриота. Воспитание таких качеств – основа современного общества, – рассказала кандидат филологических наук, ректор Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Иркутской области» Наталья Пономарёва. – В Указе Президента №809, посвящённом сохранению духовных ценностей, было отмечено, что система образования играет важную роль в этом процессе. Из одиннадцати целей, представленных в документе, семь направлены на воспитание в сфере образования. Каждому понятно, что недостаточно просто давать знания – важно, чтобы человек обладал нравственными качествами и духовными ценностями. Фраза «страшны знания в руках негодяя» сегодня как никогда актуальна: взрослому человеку необходимо понимать причинно-следственные связи, уметь отвечать за свои поступки и принимать верные решения, особенно влияющие на судьбы других людей.
Поэтому в Стратегии национальной безопасности особое внимание уделяется воспитанию, которое стало основой государственной политики, и именно поэтому система образования играет в этом процессе ключевую роль.
Сегодня во всех образовательных организациях России действует единая рабочая программа воспитания, она позволяет в том числе создавать единое образовательное пространство.
Так, цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» направлен на то, чтобы своевременно дать ребёнку понимание отдельных сторон жизни, которое пригодится ему во взрослом возрасте. Классный руководитель говорит с детьми о важных аспектах деятельности человека и государства. Педагог активно взаимодействует с семьёй, которая является первичным звеном воспитания. Вместе они формируют личность ребёнка, готовя его ко взрослой жизни. Эти задачи определены в рабочих программах воспитания и других стратегических документах.
Мы стремимся к созданию среды, где уважаются права и достоинство каждого человека, где отсутствуют деструктивные действия, где люди способны принимать и уважать другие религии и культурные традиции. Важно, чтобы каждый человек чувствовал себя частью общества, любил свою родину и был ее патриотом.
Классный руководитель играет важную роль в формировании личности ученика.
Он стоит на своего рода передовой воспитательного процесса. А потому такому педагогу сегодня особенно нужна методическая помощь.
Важную роль в обеспечении такой помощи играют, например, профессиональные сообщества, они позволяют кураторам групп и классным руководителям обмениваться опытом, находить новые решения проблем и подходы к воспитательной работе. Немаловажное значение для повышения профессионального мастерства имеет регулярное повышение квалификации и, при необходимости, профессиональная переподготовка. Ну и, конечно, в помощь классному руководителю даны сегодня объёмные и разнообразные методические материалы.
Институт развития образования Иркутской области выполняет в регионе функцию агрегатора всех возможных ресурсов и взаимодействий, направленных на поддержку и развитие воспитательной работы. Мы проводим курсы повышения квалификации, сопровождаем различные проекты и программы в сфере воспитания, а также организуем различные мероприятия для обмена опытом между классными руководителями и кураторами учебных групп, поддерживаем профессиональное сообщество.
Одно из направлений – реализация проекта «Разговоры о важном», представляющего собой цикл внеурочных занятий, направленных на формирование у детей ключевых жизненных ценностей. Именно Институт развития образования по поручению министерства образования Иркутской области является его региональным оператором, помогая педагогам ориентироваться в большом количестве материалов и в разработке региональной части.
Два не менее интересных проекта, один из которых международный, о кино – это целые программы, посвященные киноурокам и кинопедагогике. Кроме того, мы работаем, например, над языковой и социокультурной адаптацией несовершеннолетних иностранных граждан в образовательных организациях Иркутской области, что также является важной задачей в современном обществе.
Особого внимания заслуживают региональные проекты сетевого взаимодействия, успешно развиваемые Центром развития воспитания Института под руководством Марины Геннадьевны Булгаковой, – это «Мастерская классного руководителя» и «Школа куратора». Они позволяют создавать уникальные условия для профессионального роста и обмена опытом. По совместной инициативе Института и членов сообщества в 2021 году мы провели первый региональный Форум классных руководителей, тогда в нем участвовали около 400 человек. А в нынешнем, 2025 году, на III региональном Форуме было уже почти 3000 участников.
– В качестве учителя я хочу поделиться опытом работы с образовательной программой «Орлята России», – отметила классный руководитель, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 4 Юлия Гончарова. – Программа разработана от начала до конца и успешно реализуется. В 2022 году я приняла участие в курсах повышения квалификации в образовательном центре «Орленок», где мы полностью погрузились в изучение этой программы. Это позволило нам не только осознать её значимость, но и освоить все инструменты и методологическую основу. В рамках программы «Орлята России» дети имеют возможность участвовать в проектах, организованных различными образовательными учреждениями разных городов, например, Липецка, Курска и Москвы. После завершения программы участники продолжают поддерживать связь друг с другом.
Кроме того, я хотела бы отметить важность участия классных руководителей в форумах и конференциях.
Таких как, например, Всероссийский форум классных руководителей, на котором я недавно была. Он позволил мне познакомиться с новыми практиками и проектами. Так я узнала о литературных клубах, которые стали частью программы. Они направлены на развитие навыков чтения у детей и предоставляют уникальную возможность приглашать известных актёров для проведения мероприятий и выступлений.
Сотрудничество с общественной организацией «Добродетель» в течение 15 лет также является важным аспектом моей работы. В рамках этого партнёрства мы организуем различные мероприятия, включая фестивали и спортивные события, что способствует развитию волонтёрского движения среди детей. Я также активно участвую в работе мастерской классных руководителей и изучаю проект «Будущее Отечества в руках учителей». Это позволяет мне быть в курсе современных тенденций в образовании и применять новые подходы в своей педагогической практике.
В.А. Сухомлинский утверждал, что познание ребёнка невозможно только на уроках. Необходимо изучать ученика в процессе деятельности и общения. Поэтому классному руководителю очень важно понимать, какие качества были сформированы у детей в процессе воспитания, а какие ещё предстоит развить.
Некоторые утверждают, что в определённый период времени воспитание отошло на второй план, уступая место обучению. Однако это не так. Воспитание всегда было и остаётся приоритетной задачей российского образования. Учителя продолжают воспитывать своих учеников, следуя традициям и принципам, которые были заложены в их профессиональной подготовке.
– В текущем году форум прошёл в неформальной, домашней атмосфере, подчёркивалась важность взаимодействия между педагогами, обмена опытом и профессионального общения, – подчеркнула преподаватель, куратор учебной группы Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский аграрный техникум», Посол Форума классных руководителей 2025 г. от Иркутской области Валентина Белоцерковская. – В ходе форума разработаны новые проекты, включая профориентационные мероприятия для школьников в период каникул. Особое внимание уделялось роли форумов и проектов. Участники отмечали, что такие мероприятия способствуют созданию профессионального сообщества, обмену опытом и разработке инновационных подходов в образовании. Также обсуждались конкретные проекты. Например, проект «Дружба классов» направлен на укрепление межшкольных связей и взаимодействие между учащимися из разных регионов. Дети общаются по видеосвязи, отправляют друг другу посылки.
Кроме того, был представлен проект, посвящённый 80-летию Победы. Участники разрабатывали и представляли видеоролики, рисовали памятники Победы и т.д. В нем приняли участие несколько тысяч человек.
– В 2022 году я участвовал в финале конкурса «Мастер года» и узнал о Форуме классных руководителей, – рассказал преподаватель, куратор учебной группы ППО Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Иркутский базовый медицинский колледж» Роман Юн. – Я решил подать заявку на участие в форуме, но не прошёл даже первый этап отбора. В этом году уже в третий раз я снова решил попробовать свои силы и пройти конкурсный отбор. Процесс отбора включал несколько этапов. Сначала необходимо было зарегистрироваться в приложении ВКонтакте «Учителя России», заполнить анкету, указать контактные данные, достижения, место работы и уровень образования, затем пройти тестирование по педагогике из 14–15 вопросов, на которые отводилось 30–40 минут. После успешного прохождения теста открылся доступ к следующему этапу – тестированию по различным аспектам личности, таким как, например, профессиональные и личностные качества. Следующим этапом было создание видеовизитки на тему «Моя воспитательная практика». Я решил рассказать о том, как я вижу свою роль классного руководителя и какие ценности, выработанные на собственном опыте, я стараюсь донести до детей в процессе обучения, о том, как важно, чтобы дети после выпуска хотели благодарить своих учителей.
Для успешного прохождения конкурсного отбора на форум классных руководителей необходимо проявить упорство и трудолюбие, иметь чёткое представление о своей воспитательной миссии и быть готовым поделиться своим опытом и знаниями с другими участниками.
Форум, организованный на российском уровне, включал в себя посещение национального центра «Россия». Мы отметили высокий уровень технологичности и эстетической привлекательности здания. Программа форума включала открытие мероприятия и партнёрские сессии. Мы активно участвовали в различных мероприятиях, таких как лекции, тренинги и мастер-классы. Была большая развлекательная программа с приглашёнными звёздами, а кульминацией стал концерт. Эмоциональная атмосфера мероприятия была очень позитивной.
– Это мероприятие стало источником профессионального вдохновения для меня, – отметила учитель начальных классов, классный руководитель Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 47» города Иркутска Светлана Безуглая. – В ходе форума я ознакомилась с передовыми практиками, обсудила их с коллегами из других регионов. Это позволило мне сделать вывод о необходимости внедрения изменений в образовательный процесс, начиная с себя. В частности, я планирую внести изменения в развитие ученического самоуправления в своём классе.
Я приняла решение усилить взаимодействие с родителями и организовать тематические встречи, которые ранее не проводились. Можно, например, создать «Семейный клуб». Кроме того, на форуме были представлены современные информационные технологии, цифровые платформы и интерактивные площадки, и я лишний раз убедилась, как важно вовлекать родителей в использование цифровых платформ, российских мессенджеров для обеспечения обратной связи с родителями и обсуждения важных тем.
На форуме также было объявлено о назначении директора национального Центра «Артек» Константина Федоренко на должность председателя Российского родительского комитета.
Кроме того, говорили о важности социальных и педагогических компетенций, а также психологической подготовки учащихся. В связи с этим я планирую включить в программу классных часов элементы тренингов и игр, которые помогут развить доверительные отношения между учениками и учителями.
Я считаю, что важно воспитывать детей, предоставляя им больше ответственности и при этом поддерживать родителей в их роли воспитателей. Мы должны работать вместе, чтобы обеспечить гармоничное развитие детей.