«Наша бабушка работает на кране!»
Рабочее место Любови Николаевны Голубковой находится на уровне четырехэтажного дома. Она легко и виртуозно за смену разгружает и загружает не одну сотню тонн различных грузов. Увидев однажды, как машинисту крана подчиняется громоздкий механизм, Любовь Николаевна влюбилась в эту профессию бесповоротно. Даже сегодня в свои 68 лет она не торопится на заслуженный отдых: по-прежнему на рабочем месте в компании «Полюс Логистика». Ею гордятся не только четверо ее детей, но и двенадцать внуков.
Любовь Николаевна родом из бурятского поселка Таксимо, который стал одним из символов всесоюзной ударной стройки – Байкало-Амурской магистрали. А сегодня здесь формируется логистический хаб для освоения месторождения Сухой Лог – крупнейшего в стране по запасам золота. Через Таксимо проходит единственная автомобильная дорога, по ней можно доставить крупногабаритные грузы в Бодайбо.
Наша героиня помнит, как ее отец занимался заготовкой сена, которое потом на плотах вместе с лесом по реке доставляли до города. После школы Любовь Николаевна уехала в Братск и поступила на техника-технолога в целлюлозно-бумажный техникум. Призналась, что по образованию не работала ни дня. Во время студенческой практики в цехе она увидела мостовой кран, которым управляла женщина. И это ее настолько впечатлило, что девушка не задумываясь записалась на курсы крановщиц. Получив заветную корочку, устроилась машинистом башенного крана, в то время женщин этой профессии называли «королевами стройки». Любовь Николаевна быстро освоила управление железной стрелой на высоте птичьего полета. Вообще, машинистами башенного крана обычно становятся мужчины, но в список запрещенных для женщин профессий она не входит.
– Страшно было только в первый день. Меня взяли в управление строительства города, бригадир повел на стажировку. Подходим к крану, он кричит: «Лида, принимай ученика!». А эта Лида в ответ, мол, когда ее в отпуск отпустят. Бригадир сказал, как она смену себе подготовит, то может идти отдыхать. Полезла я за этой Лидой в кабину крана. Мужики надо мной смеются. У меня еще брюки клеш были, которые от ветра заворачивались. Добравшись до кабины, Лида мне сказала: «Вот смотри, как я работаю». Это, как потом оказалось, и была вся моя стажировка. На следующий день мне пришлось уже самой вовсю управлять стрелой, поскольку Лида сбежала в отпуск, – поделилась воспоминаниями Любовь Николаевна.
Первый опыт работы крановщиком получила на строительстве медицинского общежития высотой девять этажей. А потом решила из Братска уехать домой, хотя ей даже квартиру в городе предлагали. Но хотелось быть поближе к семье, к родному дому. И в ее жизнь на 35 лет вошел БАМ, где она начинала транспортным рабочим – занималась в основном изоляцией труб. Потом ее перевели на башенный кран, и она строила депо, склад масел, пункт технического обслуживания вагонов и другие объекты.
– Управлять башенным краном не сложно, механизм простой. Переключаешь контроллеры: поворот, ход, вперед. И надо внимательно следить за тем, какие тебе знаки внизу подают стропальщики. Злейший враг машиниста крана – это ветер. По технике безопасности разрешается работать только до 12 баллов. Скорость воздушного потока показывают специальные приборы. Вообще, ответственность у машиниста крана высокая, от его решений многое зависит. Ошибку на бумаге можно исправить, а стройка не терпит компромиссов, – поясняет наша героиня.
Выйдя на пенсию, Любовь Николаевна не смогла сидеть дома. Ее опыт и мастерство пригодились в горнодобывающем производстве. В 2014 году ее пригласили в команду «Полюса». Теперь в ее руках оказался козловой кран, одно из главных его отличий от башенного крана – это конструкция. Установлен на опорах в виде «козлов». Движение происходит на рельсах. Грузоподъемность обычно достигает 50 тонн.
– Раньше у нас механический кран был. Потом нам новый поставили – с управлением по электронному табло. Мне поначалу непривычно было, на механике как-то сподручней, его включаешь и сразу можно работать. Но потом приноровилась к новому крану. Кабина в нем просторная и светлая, летом от жары кондиционер спасает, зимой от морозов – обогреватель. Кран на двух джойстиках работает: один рассчитан на ход, подъем и спуск, второй – на передвижение каретки по рельсам, – поясняет Любовь Николаевна.
Кабина крановщика имеет панорамный обзор. Внутри предусмотрены все удобства для комфортной работы специалиста: современная автоматика позволяют безопасно и плавно выполнять погрузочные операции, сохраняя высокие темпы работы. Продуманная металлоконструкция крана исключает обледенение его механизмов и обеспечивает бесперебойную работу оборудования при любой погоде.
– Хоть всю смену, а это 12 часов, я в кабине одна, но скучно никогда не бывает. Работы столько, что некогда передохнуть. Только разгрузила машину, как кладовщики зовут на загрузку контейнера. Раньше в основном реагенты принимали, металлические шары для мельниц, колеса для карьерной техники. Со строительством Сухого Лога работы у нас прибавилось. Много вагонов и грузов идет, техники разной: то одно, то другое! – перечисляет Любовь Николаевна.
Крановщик – отнюдь не одиночка, как может показаться со стороны, это «командный игрок». Он все время находится в одной сцепке со стропальщиками. Вместе они отвечают за безопасность перемещения грузов, важно исключить все риски аварийных ситуаций. Поэтому все время надо быть начеку, сохранять концентрацию внимания и бдительность.
– В отпуске скучаю без работы. Обратно на кран тянет. Пока здоровье позволяет, буду работать. Дети уже давно взрослые, у них свои семьи. Внуки гордятся мной, говорят: «Наша бабушка работает на кране!» Возможно, кто-нибудь из них продолжит мое дело, и у нас будет династия крановщиков, – отмечает Любовь Николаевна.
Реклама, АО «ПОЛЮС ВЕРНИНСКОЕ», ИНН 3802008546