Об исследовании колокольного наследия Иркутска рассказали в пресс-центре газеты «Областная»
10 октября в пресс-центре газеты «Областная» состоялась пресс-конференция на тему: «Иркутское колокольное наследие: итоги исследования».
– Наш проект «Виртуальный музей колоколов Сибири. Мультимедийная энциклопедия», – рассказал кандидат искусствоведения, исследователь-кампанолог, руководитель Сибирского центра колокольного искусства, звонарь Алексей Талашкин. – Его поддержал Президентский фонд культурных инициатив. Проект состоит из трех этапов, в первом мы исследуем колокола храмов Сибири, запланировано три экспедиции в Якутию, Иркутск и на Урал. Колокола дореволюционного литья, обнаруженные на территории Сибири, как отлитые здесь, так и привезенные сюда, вызывают большой интерес, как с научной, так и с культурно-исторической точки зрения. В течение нескольких лет мы проводим исследования, и на данный момент у нас сформирована база данных об их местонахождении.
Проект был разработан с учетом концентрации колоколов в различных регионах Сибири. В частности, мы уделили внимание Якутии, где в селе Черкёх Дмитрием Кононовичем Сивцевым, видным деятелем культуры, была собрана значительная коллекция колоколов. В Иркутске мы исследовали колокола, находящиеся в фондах Иркутского областного краеведческого музея им. Муравьева-Амурского и на колокольнях Спасской, Крестовоздвиженской и Знаменской церквей. В Новосибирске наш Музей колокольного звона располагает коллекцией из около 100 колоколов, а на Урале мы планируем посетить несколько локаций, включая завод Николая Геннадьевича Пяткова и Государственный Исторический Музей Южного Урала в Челябинске.
В рамках исследования мы используем современные технологии для фиксации геометрии колоколов, анализа надписей, орнаментов, иконных изображений, записи звуковых характеристик и определения химического состава. Все полученные данные будут размещены на специализированном сайте. Это второй этап нашего исследования, он запланирован на период с декабря текущего по май следующего года, а третий этап начнется летом 2026 года. В рамках этого этапа мы планируем посетить многие города Сибири, Дальнего Востока и Уральского федерального округа, совершив в общей сложности 14 поездок.
На данный момент нам известно о существовании чуть более 300 колоколов сибирского происхождения, и в проект войдет около 150 из них. В Иркутске мы провели исследования в самом городе, а также посетили храм в Большой Речке, где обнаружили интересный подбор колоколов.
– Иркутские колокола отличаются высоким качеством металла и техники литья, – отметил исследователь, формовщик-литейщик, заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства, звонарь, казак Лев Инякин. – Поскольку до революции здесь существовала развитая колокольная промышленность, что подтверждается наличием колоколов, отлитых в 1881 году. В Якутии таких колоколов не обнаружено.
Современные технологии литья колоколов значительно отличаются от дореволюционных. Раньше на подготовку и отливку одного небольшого колокола уходило не менее месяца, сейчас этот процесс можно сократить до двух дней. Мы также используем современные методы для создания точных копий колоколов на основе сканированных данных по форме, химсоставу, голосу колокола.
– Колокольная гора в Иркутске была выбрана местом отливки колоколов из-за того, что склон позволял направить расплавленную бронзу вниз, – добавил Алексей Талашкин. – Это облегчало работу литейщиков, ведь бронза сама текла в приготовленные формы.
Сибирский центр колокольного искусства передал Иркутской епархии копию одного из колоколов тюменских мастеров, изготовленных нашими специалистами в рамках проекта «Вернем колоколу голос». Копия выполнена с высокой степенью точности и сохраняет звучание оригинала.
– В рамках нового проекта «Виртуальный музей колоколов Сибири», благодаря усилиям исследователей, были проведены научные изыскания, позволившие глубже изучить историю и традиции нашего города, – сказал руководитель Комиссии по культуре Иркутской епархии, настоятель Крестовоздвиженского храма Иркутска протоиерей Павел Телегин. – Исторические данные свидетельствуют о высоком качестве литья колоколов. Отливка колоколов имела важное значение для формирования культурного и социального статуса города. Традиции литейного искусства продолжают оказывать влияние на современное общество, вдохновляя на сохранение и развитие культурного наследия. В качестве примера можно привести иркутский завод Литмаш, где в 1990-х годах были отлиты колокола, которые продолжают звучать до сих пор. Желание создавать колокола является неотъемлемой частью русской культуры. Мы верим в возрождение традиций литья колоколов Сибири, и было бы хорошо восстановить иркутские колокололитейные традиции, тем более, что у нас имеется сохранившийся колокол местного литья.
Возрождение – это процесс, и, находясь в нем, мы организуем мероприятия, направленные на популяризацию колокольного искусства, работаем с архивами и изучаем исторические свидетельства, чтобы сохранить память о прошлом и передать её будущим поколениям. Особое внимание уделяется работе с молодыми звонарями, которые проходят обучение и воспитание в рамках этой традиции.
Колокола, отлитые до революции вызывают интерес у посетителей. Они представляют собой уникальные объекты, которые позволяют прикоснуться к истории и ощутить связь с вечностью. В отличие от музеев, где экспонаты хранятся в закрытых фондах, в церкви колокола звучат и продолжают исполнять свое духовное предназначение. Это вызывает особое уважение и восхищение.
Церковь, как сокровищница духовной культуры, открыта для посетителей, особенно в праздничные дни, в пасхальные периоды мы приглашаем вообще всех прийти и прикоснуться к этим удивительным предметам церковной старины, позвонить в колокола.
– Благодаря историческому наследию, иркутские колокола продолжают звучать великолепно. Интересно отметить, что даже после войны, когда было некоторое послабление, и начали открываться храмы, информация о том, звонили ли колокола сразу после этого периода, не всегда доступна, – отметил руководитель Школы церковных звонарей «Благовестник» при Спасском храме Иркутска, старший звонарь Спасского храма г. Иркутск Александр Ипполитов. – Однако, есть свидетельства, которые могут пролить свет на этот вопрос. Например, одно из таких свидетельств связано с последним звонарем Иркутска того периода, от которого сохранилось только имя — Терентий. Это редкое и выразительное имя запомнилось, и было передано ученикам. Хотелось бы обратиться к потомкам этого человека, чтобы найти информацию о нем.
Возраст позволяет мне делиться своими воспоминаниями. В 1977 году, будучи студентом, я работал истопником, дворником и сторожем в Крестовоздвиженском храме. В то время там не было звонов, но я обходил все помещения и изучал их. Позже, уже в качестве журналиста, я посещал храм на Пасху и видел большое скопление людей. Даже в трудные времена люди продолжали приходить в храмы и участвовать в богослужениях.
В 2013 году, когда я впервые посетил пасхальный фестиваль в Новосибирске, я имел честь познакомиться с сибирскими коллегами-звонарями. С тех пор мы продолжаем наше плодотворное сотрудничество, регулярно обмениваясь письмами поддержки и совместно участвуя в различных проектах. Одним из таких проектов стала программа по созданию виртуального музея колоколов, которая получила грантовую поддержку.
Наша школа звонарей, являющаяся старейшей на востоке России после Новосибирска, продолжает свою деятельность.
Алексей Талашкин рассказал о своем первом знакомстве с колоколами, отметив, что звук освященного колокола, это благодать.
– Мы выражаем искреннюю благодарность Президентскому фонду культурных инициатив за оказанную поддержку в реализации проекта, который позволил нашему коллективу посетить Иркутск, приобрести необходимое оборудование.
Колокола всегда играли важную роль в общественной жизни, объединяя людей в праздники и в трудные времена. Они звучали на церковных и государственных торжествах, таких как дни военных побед, и были неотъемлемой частью важных событий, например, венчания на царство представителей династии Романовых. Мы считаем, что возрождение традиции использования колоколов в государственных церемониях могло бы стать значимым символом единства государства и Церкви.
История школьных звонков, как неотъемлемой части учебного процесса, также является отголоском звонов в большие школьные колокола, которые совершались до революции. Они собирали учеников на уроки и давали сигнал начала и окончания учебного дня.
Лев Инякин продемонстрировал на экране 3D-изображение колокола, которое войдет в виртуальный музей, а также познакомил с оборудованием, приобретенным на средства гранта, экипировкой исследователей, средствами индивидуальной защиты.
– С помощью интерактивного функционала на сайте проекта можно будет увеличить масштаб изображения, повернуть модель в различных плоскостях и изучить детали. Пользователи смогут ознакомиться с информацией о весе колокола, узнать, кто его изготовил и в каком году, увидеть характерные особенности литья, включая наличие дефектов, и даже услышать его звук. Для удобства пользователей предусмотрена функция прослушивания аудиозаписи звона колокола, записанного с использованием профессионального оборудования.
Проект направлен не только на удовлетворение интереса к старинным колоколам, но и на стимулирование дальнейшего изучения этой темы, станет отправной точкой для более глубокого исследования колоколов и их роли в культурной и исторической жизни общества.
Алексей Талашкин обратил внимание, что в Иркутске существует ряд нераскрытых аспектов, связанных с историческими колоколами. Интерес представляет коллекция иркутского художника Владимира Владимировича Тетенькина. Согласно музейным данным, формирование коллекции началось в 1950-х годах, а в 1983 году она была передана в Краеведческий музей. Часть колоколов из этой коллекции поступила в Спасскую церковь, другая осталась в фондах музея. Коллекция насчитывала 150 колоколов и поддужных колокольчиков. По воспоминаниям историка и писателя Ивана Ивановича Козлова, в мастерской художника была целая «стена колоколов». Однако их происхождение и история остаются неизвестными. Исследователи также заинтересованы найти близких и родственников Владимира Тетенькина, чтобы получить больше информации об истории этой коллекции.
Еще одна тайна: в Спасской церкви находятся два колокола с тремя различными орнаментами: один общий и два индивидуальных. Наличие общего орнамента ставит вопрос об их происхождении и возможных связях между ними. Один из колоколов, отлитый Иннокентием Горшешником в 1881 году, имеет уникальный орнамент, который также присутствует на колоколе братьев Приваловых из Нижнего Новгорода, что указывает на наличие культурной связи между Центральной частью России и Восточной Сибирью.
Иркутск является территорией, где необходимо организовать системное изучение колокольного наследия. Традиции литья, тянущиеся еще с XVII века, наличие множества исторических колоколов, в том числе и местного литья, сведения в государственном архиве Иркутской области, живые традиции звонарского мастерства являются той культурно-исторической базой, которая позволяет говорить о создании целого центра колокольного искусства, а колокол на нашей иркутской земле может стать символом объединения государства и Церкви, прошлого и настоящего.