24.09.2025 14:12
Рубрики
Общество
Фото
Фото автора
Фото:
Фото автора
24.09.2025 14:12

«Самое главное – любить свою Родину»

Командир с позывным Лут рассказал о службе на передовой

«Я знаю много хороших командиров, с которыми познакомился именно на СВО, они берегут свой личный состав, и у них все получается. Если командира уважают, то будет и техника исправна, и будут выполняться задачи».

Небольшой отпуск в кругу семьи и обратно на передовую, к своему подразделению. Командир Александр с позывным Лут рассказал «Областной» о службе, боевой смекалке и почему важно помогать фронту.

Уберечь личный состав

– Сам я родом из Липецкой области, там родители живут. После окончания Филиала Военной академии РВСН имени Петра Великого по распределению служил в Иркутске. Отсюда же наше подразделение отправилось на передовую весной 2024 года. Здесь жена и двое детей. Сын в первый класс пошел, – поделился с нами боец.

– Александр, помните свой первый день на передовой?

– Первый день был тяжелый. Сразу попали в гущу событий – нужно было срочно закрыть участок фронта, нас отправили на линию боевого столкновения. Противник ведь тоже не глупый, но мы справились. Спасибо нашим наставникам, в том числе Михаилу Кудрявцеву, которые давали нам перед отправкой на СВО инженерную, медицинскую подготовку.

– Что важно для каждого командира, который сейчас находится в зоне СВО?

– Для каждого командира самое важное – это его личный состав. Потому что без него ничего не получится. У нас много техники: танки, дроны, но войну выигрывают не они, а люди. Самое важное – уберечь своих людей. Есть разные обстоятельства, тяжелые, но нужно все равно стараться.

– Некоторые бойцы отмечают, что «на войне к смерти привыкаешь». Согласны ли вы с этим?

– Нет, я не согласен с этим. К смерти невозможно привыкнуть. Конечно, организм притупляет реакции. В нашем подразделении есть потери: и раненые, и двухсотые. И первые потери давались мне как командиру эмоционально тяжелее. Но потери есть потери, и это одинаково тяжело. Некоторые говорят: «У меня страха нет». Это все вранье. Каким бы человек смелым ни был, он всегда боится. Просто страх надо принять и выполнять задачу.

– Как на фронте с верой и поверьями?

– Отвечу просто. Многие, кто были атеистами, начинают верить в Бога. Потому что бывают такие случаи, что их невозможно объяснить иначе как воля Божия. Все веруют, понятно, что по-разному, но веруют. А примет особых у нас нет, мы уже полтора года воюем, и у нас, как в простонародье говорят, чуйка обострилась. Ты начинаешь чувствовать, будет спокойная задача или нет. И просто прислушиваешься к ней, а она в 99% не подводит.

Смекалка на фронте

– Расскажите, как появился ваш позывной Лут.

– У нас с товарищем были одинаковые позывные. Чтобы не спорить, мы перед командировкой решили так: я даю позывной ему, а он мне. Вот так и появился Лут.

– Есть ли среди ваших наград особо ценная для вас?

– Более всего ценная для меня – это медаль защитников Курской области. То, что произошло там, многие сейчас сравнивают с Курской битвой в годы Великой Отечественной войны. Потому что противник творил очень плохие вещи с гражданским населением в Курске. Мы это видели, когда эвакуировали гражданских. Они рассказывали, что мы воюем с фашистами. Это была спящая ячейка, которая проснулась.

– Часто ли вам на СВО приходится применять нестандартные методы работы?

– У нас подразделение в простонародье называют «закрепы». Мы заходим после штурмовиков, зачищаем населенный пункт. Большинство методов у нас против дронов, потому что это самая большая опасность. Это разведчики, такие как «мавик», «аутель», FPV. Если разведчик нас увидит, то на вас наведут миномет, артиллерию, танки. Тут без смекалки никуда: у нас был случай – срочно поставлена задача зайти на новую позицию. В этом участке работало много сельскохозяйственных дронов «Баба-Яга» – у него камера плохая, но он много полезной нагрузки несет, и всегда с ним летает разведчик «мавик», у которого камера очень хорошая. Приходилось использовать антидроновое одеяло, а когда не успеваешь накинуть его, в летний период времени просто подходишь и обнимаешь дерево, сливаешься с текстурой дерева, оно ведь тоже нагрето. И это спасало, противник нас не спалил. Пролетело четыре «Бабы-Яги», ни одна не нашла.

– Чем иркутяне могут помочь землякам, защищающим интересы России? Как помогают вашему подразделению?

– В основном на нашем направлении требуются средства РЭР – радиоэлектронная разведка и РЭБ – радиоэлектронная борьба. Самые лучшие на сегодняшний день «Булат» и «Марс». Как-то нам выделили два дрона и, скажу честно, мы за свой счет дорабатывали их у специалистов, чтобы они ловили нужные частоты. Техники в принципе хватает, но противник очень плотно работает на нашем направлении именно дронами – они делают все, чтобы не пустить нас дальше. Наш сослуживец Артем Щербаков организовывает сборы, помогает с техникой, мотоциклами. Моя супруга два раза организовывала сборы на машину.

– Чем планируете заняться после окончания СВО?

– Хотелось бы попробовать открыть свое дело. Я очень люблю реставрировать автомобили. Помогает это и на спецоперации: когда техника поступает, приходится повозиться, потому что она, во-первых, не всегда в лучшем состоянии, а во-вторых, быстро ломается, потому что условия эксплуатации экстремальные. Хоть я и офицер, командир взвода, все равно сам, вместе с личным составом, чиню. Модернизируем транспорт в зависимости от сезона. В летний период мы полностью отпиливаем крыши для противодействия дронам: два человека стоят, контролят небо, хотя есть и РЭБ. Были случаи, что нас это спасало. Еще усиливаем подвеску, ставим грязевую резину. Самое главное, чтобы была техническая часть автомобиля исправна, чтобы машина не подвела в момент выполнения боевой задачи.

– Александр, хотели бы что-нибудь пожелать читателям?

– Самое главное пожелание – это любить свою семью, свою родину. Не пожелание, а просьба – помогайте ребятам на фронте. Мы это очень сильно ценим. Нам очень приятно, когда к нам приходит гуманитарка с теми же супами. Очень приятно и тепло становится на душе – больше 6 тысяч километров, и она до нас доехала.

Областная газета № 108 (2898) от 24 сентября 2025