Мы в ответе за тех, кого прикормили
Медведи перестали бояться человека, выходят к жилью за пищевыми отходами
На севере области поставлен своеобразный рекорд: шесть раз за сутки косолапые приходили в поселки и садоводческие товарищества Братского и Усть-Илимского районов. Среди непрошеных гостей замечены медведицы со своим потомством, а это самая опасная и непредсказуемая группа хищников. По оценкам специалистов, популяция медведей за последние десять лет в лесах Приангарья выросла в два с половиной раза. В сложившейся ситуации власти региона ищут варианты регулирования численности хищников.
Косолапый рэкет
Поведение медведей за последние 10–15 лет сильно изменилось. Если раньше хищники изредка выходили к жилью, преимущественно после пробуждения, то сейчас они появляются вблизи жилья даже перед залеганием в спячку.
Летом медведь «рэкетировал» туристов на Большой байкальской тропе, которую закрывали на некоторое время на участке Листвянка – Большое Голоустное. Сначала хищник не пропустил мужчину и женщину, которых в итоге эвакуировали сотрудники «Заповедного Прибайкалья», а затем нагрянул в лагерь туристов на мысе Соболев. Порвав палатку, хозяин тайги сожрал продукты и завалился спать. Семеро туристов пытались отпугнуть зверя, использовали даже светошумовые гранаты, но безуспешно. В итоге группа была вынуждена спуститься к воде и обратиться за помощью к спасателям, которые эвакуировали их в Листвянку. Неоднократно одиночные туристы и группы путешественников были вынуждены уйти с намеченного маршрута вдоль Кругобайкальской железной дороги. В Киренском районе медведица, защищая медвежонка, напала на работников авиабазы охраны лесов. Одному из мужчин потребовалась медицинская помощь, к счастью, он остался жив.
Это далеко не полный список ЧП с участием медведей.
Осеннее нашествие
Уже в первые дни сентября в Иркутской области зафиксировано как минимум девять случаев выхода медведей к жилью. В поселке Боровском Братского района косолапый появился недалеко от местной школы. Медведица со своим потомством вышла к ферме рядом с дорогой поселок Чикановский – Бикей. Под Усть-Илимском медведи беспокоили дачников СНТ «Березка» и «Рассвет».
По мнению руководителя службы по охране и использованию объектов животного мира региона Валентина Бороденко, у сложившейся модели поведения есть несколько причин, в частности, возросшая антропогенная нагрузка. В тайге появились вахтовые поселки по освоению нефтяных и газовых месторождений, прокладки трубопроводов, линии электропередач и так далее.
– Человек вторгся в среду обитания медведя, который за несколько поколений поменял линию поведения, – пояснил Валентин Бороденко. – Во-первых, он по большей части перестал бояться человека, во-вторых, переключился на более легкие способы добычи пропитания, выискивая пищу на свалках вблизи жилых поселков. Сценарии развития событий могут быть самыми разными. Бывает, зверь случайно вышел к дачным участкам, достаточно его отпугнуть, и он уйдет. Опаснее, когда хищник вновь и вновь возвращается к жилью человека, представляя серьезную угрозу, вот тогда принимается решение о регулировании численности.
В качестве примера руководитель службы по охране и использованию объектов животного мира привел случай в СНТ «Березка» под Усть-Илимском, где в лесном массиве свалили партию протухшей рыбы, на запах пришел медведь, которого в итоге пришлось ликвидировать.
В 2024 году было принято 49 подобных решений на отстрел 65 особей, охотники сумели добыть 35 хищников.
В этом году оформлено 42 решения в отношении 55 особей, добыто пока 33 медведя.
Отголоски непродуманных реформ
За десять лет поголовье медведей в лесах Приангарья выросло с 8 тыс. в 2015 году до 20 тыс. в 2025 году, а добывать стали значительно меньше.
Например, в прошлом году общий лимит на добычу медведя в лесах Иркутской области составлял 4031 особь, в этом году он увеличен до 4338 голов, но при этом промысловикам выдано всего 1769 лицензий на добычу, что составляет менее 50%.
– Увеличение численности медведей – проблема не только Иркутской области, это проблема Сибири, Урала и Дальнего Востока, – говорит Валентин Бороденко. – И сложилась она не сегодня и не вчера. Я считаю, что это отголоски 90-х годов, когда были реформированы крупные охотничьи предприятия –коопзверопромхозы, госпромхозы, штатные охотники которых занимались пушным промыслом, имели собак охотничьих пород, которые могли работать в том числе и по медведю.
И на своих охотничьих участках промысловики поддерживали оптимальную численность крупных хищников.
После необдуманных реформ охотхозяйства ушли в небытие, промысловики вынуждены были переквалифицироваться на другую работу, собак утратили. Закрылись специализированные питомники по выращиванию лаек.
Жертвы псевдодоброты
Соцсети под завязку набиты роликами, где люди подкармливают диких животных. Увидев выскочившего на дорогу зверя, люди первым делом начинают угощать зверя разного рода вкусняшками, попутно снимая селфи. Туристы, водители почему-то думают, что зверь голоден. Но никто не задумывается, что булочка, колбаса с усилителями вкуса меняют предпочтения зверя. Человек покормил животное, снял селфи и благополучно забыл, а зверь четко запомнил место, где заполучил лакомство, и будет приходить туда снова и снова. А потом пойдет искать подобную пищу на свалки вблизи жилища. Жертвами сердобольных людей становятся не только медведи, но и лисы. Например, по трассе на Малое море на нескольких участках семейства рыжих ждут машины, выходя на дорогу. Есть такие места на Ольхоне.
Компенсация промысловикам
В сложившейся ситуации власти рассматривают варианты регулирования численности хищников. Одной из мер, призванной стимулировать интерес к медвежьей охоте, может стать компенсационная выплата в размере 20 тыс. рублей за одного добытого хищника. Сама по себе медвежья охота достаточно затратное мероприятие, зверя не всегда удается выследить. Чтобы одолеть косолапого, нужен опытный коллектив единомышленников и надежные охотничьи собаки. Идти на медведя в одиночку смертельно опасно.
При этом важными остаются как минимум два условия для такой охоты – это наличие у промысловика лицензии на добычу медведя и соблюдение сроков охоты.
Медведя можно добывать в осенне-зимний период с 1 августа по 31 декабря и весенне-летний период с 21 марта по 10 июня. Промысловикам не следует забывать, что действие лицензии строго ограничено временными рамками. Разрешение должно быть закрыто в течение одного месяца со дня получения. Стоимость одной лицензии составляет 3 тыс. рублей.
– 22 августа вышло распоряжение губернатора об утверждении плана мероприятия по предотвращению нанесения ущерба медведями и сокращению их численности на территории Иркутской области, за исключением особо охраняемой природной территории федерального значения на 2025−2026 годы, – сообщил Валентин Бороденко.