Между гениальностью и безумием
Евгений Миронов о феномене Ван Гога
Спектакль-концерт «Ван Гог. Письма к брату» представили на Международном фестивале академической музыки «Звезды на Байкале» в Иркутске. Историю о великом художнике придумали народный артист России Евгений Миронов, народный артист СССР Юрий Башмет и режиссер Марина Брусникина. В основе постановки – письма Винсента Ван Гога к брату Теодорусу, который поддерживал его долгие годы морально и материально. Пронзительный спектакль рассказывает историю вдохновенного творчества и безумия.
– Письма Ван Гога к брату долго лежали у меня на столе, ведь гениальный режиссер Эймунтас Някрошюс хотел делать со мной спектакль по этому материалу, но в 2018 году его не стало, – рассказал Евгений Миронов. – Поэтому, когда я познакомился с творчеством режиссера Марины Брусникиной, увидел, как хорошо она чувствует соотношение музыки и текста, я предложил ей этот материал. В итоге родился спектакль, который я очень люблю.
На сцене музыкального театра им. Н.М. Загурского камерный ансамбль «Солисты Москвы» исполняет произведения классиков – Бетховена, Шнитке, Малера, Брамса и музыку современного композитора Кузьмы Бодрова.
– Музыку к спектаклю подобрал Юрий Абрамович, хотя мы с ним на каких-то этапах спорили даже, но он оказался прав по всем абсолютно пунктам, – пояснил Евгений Миронов, – Например, вначале я был против Альфреда Шнитке, которого он предложил, подумал, что это не та интонация для такого лирического начала. А потом подумал, что я не прав, потому что этот композитор дает возможность сразу погрузиться в некую драматическую тайну гения. Словом, вся музыка очень органично легла на эти письма, переводя переживания Ван Гога в музыкальный план, добавляя его словам глубины и новых красок.
Слева от оркестра – мольберт с перевернутой обратной стороной картиной и ваза с подсолнухами, воспетыми Ван Гогом. На экране, на заднике сцены сменяют друг друга живописные произведения автора. Евгений Миронов вжился в образ великого художника, и говорил со зрителями словами из его писем о любви, творческих поисках, взгляде на мироустройство. Зал сопереживал, в каких-то моментах веселился вместе с автором, в других – грустил, после особенно метких фраз – аплодировал.
– В этих письмах для меня Ван Гог раскрывается как интересный человек и глубокий философ, который размышляет о важных темах: жизни, смерти, любви, таланте, – отметил Евгений Миронов. – Иногда очень резкий, иногда нежный, как ребенок. Конечно, у него трагическая судьба, и дело не только в том, что он был не признан при жизни, но и в том, что его творческий путь оказался очень коротким. Ведь он создал все свои гениальные произведения, а это более 2 тыс. работ, за каких-то 10 лет! И понимал его, по большому счету, только брат Тео, который тоже недолго прожил после смерти своего брата – через полгода его не стало.
Многие замечания художника кажутся удивительно современными. Ван Гог предстает перед зрителями очень ранимым, тонко чувствующим и одержимым творчеством человеком. Становится понятно, что его безумие – не следствие больного рассудка, а результат телесной немощи, связанной с его крайней бедностью и богемным образом жизни. Из писем становится ясно, что сам художник очень страдал от этих периодов помутнения рассудка и в один из таких приступов покончил с собой.
– Очень сложно определить, где пролегает эта грань между гениальностью и безумием, – считает Евгений Миронов. – В эту бездну очень страшно заглядывать, но очень хочется дойти до самой сути, как писал другой гений. И тут уже каждый для себя делает выбор, заходить за эту грань или вовремя остановиться на уровне профессионализма. Ван Гог решил не останавливаться, и мы видим из его писем, что иначе он не может. Ради высшего смысла и творчества он лишает себя всего. Перед тем как покончить с собой, он пишет брату, что довел себя до крайности, чтобы найти ту резко желтую ноту, которую мы видим в подсолнухах.
В финале зрители на экране видят портреты братьев. Разглядывая их черты, нельзя не заметить, как они похожи. Но мы чувствуем, что поиски художника не были напрасны. Это настроение создает музыка Густава Малера и «Звездная ночь» Ван Гога на экране.