Эксперт «Областной»: зумеры используют мемы для выражения своих мыслей и чувств
10 сентября в пресс-центре газеты «Областная» состоялся круглый стол на тему: «Особенности образовательной парадигмы поколения Z в средне-профессиональном и высшем образовании».
Психолог, педагог, Учитель года-1999 Александр Сопин процитировал Сократа: «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей».
– Вопрос противоречий поколений существовал всегда и прекрасно, что мы в этом разбираемся, – подчеркнул он. – В книге И. Волочкова «Дневник реалиста» автор пишет: если бы у учителя физики или информатики на дверях кабинета было написано, что он на своих уроках учит зарабатывать деньги, то к нему на уроке стояли бы большие очереди.
На самом деле, ничего не меняется. Предлагаю зумеров называть просто молодежь, и нам нужно учиться с ними работать. Меняются технологии, и вслед за ними меняется поколение.
Зумеры создают сегодня новую реальность и новое пространство. Их называют «цифровые аборигены» — люди, родившиеся в эпоху цифровых технологий и интернета.
Это гибридное поколение, которое живет как в офлайн, так и в онлайн-жизни. Они стремятся к аутентичности и хотят, чтобы к ним относились как к равноправным партнёрам в образовательном процессе. У них нет авторитетов. Для них теория менее значима, чем практика. Поколение Z также демонстрирует высокую чувствительность к вопросам ментального здоровья и экологии. Они проявляют интерес к глобальным проблемам мира и стремятся к быстрому решению задач. Клиповое мышление способствует развитию многозадачности и адаптации к новым условиям периода неопределенности. Поэтому они хотят жить здесь и сейчас.
Эти молодые люди имеют уникальную карьерную стратегию, которая отличается от традиционной вертикальной модели. Для них более значим горизонтальный рост и баланс между работой и личной жизнью. В отличие от предыдущего поколения, зумеры не стремятся работать исключительно ради заработка или жить ради работы.
Они чётко осознают, что жизнь и работа должны быть гармонизированы.
HR-специалисты уже разработали специальные методики для проведения собеседований и адаптации таких сотрудников. Они ожидают от представителей старшего поколения честности и прозрачности в общении. Ложь и манипулятивные приёмы не воспринимаются зумерами всерьёз. Это маленькие революционеры.
– Действительно, мы не можем противиться этому поколению, – подчеркнула заместитель директора по учебно-воспитательной работе ЧОУ «РЖД Лицей №14» Анна Тальгамер. – В нашем лицее есть ранняя профориентация, которая позволяет выявить плюсы и минусы поколения. Несмотря на все свои достоинства, зумеры сталкиваются с рядом вызовов. Они ещё не имеют достаточного опыта и авторитета, чтобы полностью полагаться на свои силы. Это может приводить к ошибкам и неудачам в профессиональной деятельности. Кроме того, у зумеров наблюдается дефицит эмоционального интеллекта и навыков общения.
Их невозможно заставить делать то, что им неинтересно, нет понятия «надо», им сложно прислушиваться к мнению старших, но важно, чтобы их мнение учитывалось.
Зумеры стремятся к быстрому результату и многозадачности, рано начинают зарабатывать. Это может приводить к перегрузке и стрессу, поэтому важна сбалансированная траектория развития. Следует учитывать изменения в мышлении и восприятии информации. Молодые люди предпочитают получать информацию в формате коротких, ярких и динамичных материалов, которые быстро усваиваются и вызывают эмоциональный отклик. Это связано с тем, что они привыкли к интенсивному информационному потоку и ожидают, что учебный процесс будет соответствовать их ожиданиям. Преподаватели используют интерактивные методы обучения, которые включают в себя мультимедийные материалы, игровые элементы и другие формы активного взаимодействия. Преподаватели стараются учитывать индивидуальные особенности каждого студента.
Директор ГБПОУ «Иркутский региональный колледж педагогического образования» Ирина Синцова привела пример из личного опыта, который позволил в традиционных педагогических методах (работа, помощь старшим, уважение, ответственность) завоевать авторитет у внучки.
– У нас учатся студенты из десяти регионов и 33 областных муниципалитетов.
Согласно анализу, молодежь из отдаленных территорий, где сохраняется традиционность воспитания, практическое воплощение духовно-нравственных ценностей чаще других выбирают профессию педагога.
При этом их балл аттестата достаточно высок – 4,7. Но то, что для них важна практика, это действительно так. Им важно ставить задачи, которые требуют не только запоминания фактов, но и применения полученных знаний на практике. Поколение Z рассчитывает на комфорт, но надо понимать, кто его будет создавать. Нам, как педагогам, необходимо не отставать в сфере ИИ, имея высокий уровень своего собственного интеллекта. Самое главное для нас, воспитать в будущих педагогах ответственность за свое дело, эмоциональную вовлеченность в окружающий мир, развитие навыков общения, сотрудничества и эмпатии. Сегодня государством молодежи предлагается масса конкурсов, позволяющих расширить кругозор, установить связи и важно информировать их об этих возможностях.
– Кардинальные перемены в наших студентах мы действительно отмечаем, – рассказала заведующая кафедрой психологии образования и развития личности Педагогического института ИГУ, кандидат психологических наук, доцент Лариса Скорова. – Потому что социальная ситуация меняется. Мир становится менее предсказуемым. Но они легко адаптируются, и очень многого требуют от преподавателей. Методики преподавания меняются вместе с развитием инструментария психологов. Им действительно важна практика, конкретные разборы учебных ситуаций, ответы на вопросы – зачем, почему это сделано, почему определенные варианты работают по-разному. Они много внимания уделяют нюансам. Многие из студентов предпочитают дистанционные формы работы психолога. Это проще, в том числе при поиске информации. Но когда ребята сталкиваются с некорректной информацией в интернете, получают новый опыт, который тоже важен.
Им нужна эмоциональная поддержка преподавателя, похвала, поглаживание, обратная связь.
При этом степень эмоционального интеллекта студентов позволяет им эффективно считывать реакции участников и оперативно адаптироваться к изменяющимся условиям. Для них интересен конкретный результат быстро и сразу, но зумеры не понимают, что эффект может быть краткосрочным. При этом, такой результат способен заинтересовать, чтобы продолжить работу.
Работая в команде, ребята сложно видят себя и свою функцию. Поэтому им нужна геймификация образовательного процесса. Мы делаем акцент на том, чтобы студенты видели свою роль в команде и работаем в этом направлении с каждым индивидуально. И еще ребятам важен позитивный настрой в работе.
– Мы успешно набираем студентов на обучение, – отметила доцент кафедры психологии образования и развития личности Педагогического института ИГУ, кандидат психологических наук, доцент Юлия Смык. – Ценность высшего образования в целом важна для человека. Хотя многие представители поколения зумеров могут рассматривать средне-профессиональное образование, альтернативные способы получения знаний, такие как онлайн-курсы или профессиональная переподготовка. Но все-таки образование остаётся важным элементом их жизненного пути. Они сравнивают опыт родителей, выбирая свою траекторию. И мы подмечаем, что они нас тоже учат, как совладать с тем объемом информации, который для старших поколений велик, но это позволяет и нам адаптироваться к новым условиям. То есть поколения обогащают друг друга, каждое дает некие знания и для последующих поколений.
Александр Сопин подвел итоги обсуждения:
– Это поколение характеризуется утилитарно-прагматическим подходом к жизни, стремлением к быстрой монетизации своих навыков и достижению конкретных результатов. Они требуют обратной связи, персонализации обучения и индивидуальных образовательных траекторий. Им нужна геймификация и участие в коллаборациях, позитивный микроклимат, набор навыков. Тренд на снижение тяги к достигаторству налицо, интереснее стабильность и предсказуемость, стремление к осознанности и ответственности. Они прекрасные аналитики опыта предыдущих поколений.
Зумеры часто обращаются к мемам, как к форме выражения своих мыслей и чувств, что свидетельствует об их стремлении к самовыражению и коммуникации.
Для педагогов важно понимать особенности этого поколения и адаптировать свои методы обучения.
Вместо традиционных лекций они должны выступать в роли фасилитаторов, помощников и наставников, чтобы помочь студентам сформулировать свои цели. Педагог должен стать провайдером информации, который не просто даёт знания, но и помогает применить их на практике. Сегодня в России есть тысячи образовательных платформ и проектов. Дистанционное обучение предоставляет студентам доступ к широкому спектру образовательных ресурсов.
Поколение Z обладает уникальными характеристиками – высокая степень прагматизма, при творческом подходе, ориентация на цифровые технологии и стремление к аутентичности, интерес к предпринимательской деятельности и стремление к конвертации хобби и увлечений в источники дохода.
Если миллениалы (поколение Y), которых можно назвать цифровыми пионерами и информационными оптимистами, предпочитают цели и опыт (путешествия, впечатления, ивенты), то зумерам (информационным прагматикам), важны выгода и практичность. Им нужно развивать мягкие навыки коммуникации, стрессоустойчивость. Но помнить, что всю базу для развития этих поколений создало поколение Х.
Поколение Альфа будет жить и общаться с Искусственным Интеллектом. Мета-Вселенная будет для них не пустым словом, и они будут еще более прагматичны.