03.09.2025 13:08
Фото
Фото из архива Регины Панариной
Фото:
Фото из архива Регины Панариной
03.09.2025 13:08

«Усть-Илимск без меня проживет. А мне без него нельзя…»

В советское время среди крановщиков было, по статистике, 80% женщин. Сегодня их в профессии почти не встретишь. Ветеран труда, крановщик Регина Панарина 30 лет возводила объекты в Усть-Илимске. Сегодня она желает счастья жителям каждого дома, построенного ее руками.

«Вот моя работа для всего народа»

Регина Иосифовна родилась в 1938 году в Белоруссии. Послевоенное время было тяжелым. В западных районах республики проводилась принудительная коллективизация крестьянских хозяйств.

Брат окончил техникум и по распределению попал в Кемеровскую область. Приехала я к нему, выучилась на курсах крановщиков и направилась искать свое счастье, – вспоминает Регина Иосифовна.

В 1969 году она попала в Усть-Илимск. На месте города был поселок из девяти домов, вокруг стояли палатки и небольшие будочки-магазинчики. Кругом тайга красивая, Ангара нетронутая. Помнит наша героиня остров под названием «Три лосенка», удивительное было место.

Первым ее строительным объектом стала котельная. 4 июля 1967 года в Усть-Илимске начался монтаж первого крупнопанельного дома. Спустя год здесь было уже около десяти жилых зданий. К концу 1970 года появились три школы, поликлиника, клуб, девять магазинов, две столовые, ресторан, несколько детских садов и яслей. В возведении каждого объекта участвовала бригада, в составе которой работала крановщик Регина Панарина. Шли трудовые будни, у строителей рождались и подрастали дети.

Раньше, пока не было ворот, я подходила к котельной, смотрела на дело рук своих и говорила: «Вот моя работа для всего народа». Шла мимо построенных мною домов и желала, чтобы люди в этих домах жили в любви, мире и радости, – говорит ветеран-строитель.

Нештатные ситуации

Нагрузка у ответственных крановщиков всегда была большая, не физическая, конечно, а моральная. В кабине ты один, разговаривать не с кем, разве что с птицами.

В работе случалось всякое – и непогода, и пресловутый человеческий фактор.

Когда мы монтировали перекрытие теплоисточника, одна из плит перекрытия, как оказалось, была сделана с браком. Представляете, лежит большая плита, я поднимаю ее за четыре крюка, а они, держащие груз, один за другим обрываются, – вспоминает собеседница.

Ситуация была опасной, упавшая плита грозила наделать много бед – могли пострадать люди, конструкции, оборудование. Опытный крановщик Панарина аккуратно опустила бракованную плиту на землю, все обошлось без потерь.

В одну из рабочих смен на стройплощадке поднялся сильный ветер и погнал кран. Может, сказался износ металла или неправильный крепеж техники. Груз разматывало, как пропеллер у вертолета. Но Регина хладнокровно поставила машину на ход, предупредила стоящих внизу рабочих о нештатной ситуации и с честью вышла из сложного положения. Хоть кран и уперся в тупик, но трагедии с падением не случилась.

Квартиры не запирались на замок

Регина Иосифовна хорошо помнит молодость, дружбу и взаимопомощь тех, кто был рядом. Строителям жилье предоставляли быстро и бесплатно, в многоэтажном доме все знали друг друга с первого до последнего этажа. Ночь-полночь соседи могли запросто прийти, попросить хлеба или соли. Двери квартир никогда не запирались на замок. К гостеприимным Панариным приходили десятки детей со всей округи. Рассаживались кто где мог, даже на полу. Играли в настольные игры, жевали румяные пирожки, постряпанные хозяйкой дома. Взрослые покупали шахматы, волейбольные сетки и устраивали спортивные баталии между жителями соседних подъездов.

Мы вместе проводили мероприятия, вместе радовались. Конечно, и трудности были, чего скрывать. В очередь за хлебом мы с подругой Валей Могилевцевой могли часов в 6 утра пойти. С собой клубочек шерсти брали, иголки вязальные. Пока дойдет очередь за хлебом, можно носок связать, – делится Регина Иосифовна.

Беречь здание родной школы

Наша героиня давно и преданно любит свой город, где многое создано ее руками. Дети выросли и уехали в Санкт-Петербург. Постоянно зовут к себе маму.

Я не могу оставить город. Усть-Илимск без меня проживет. А мне без него нельзя, – всякий раз отвечала она.

Еще будучи строителем, она подсчитала – какой объем железобетонных плит, сколько окон и кубометров досок ушло на строительство школы. И когда ее однажды пригласили на классный час к шестиклассникам, она рассказала об этом ребятам. Говорила о том, что недопустимо ломать окна и ступеньки, портить стены и лифты. И попросила ребят беречь здание родной школы, быть хозяевами в классе, в родном подъезде, городе. И дети прониклись словами чуткого наставника.

После выхода на пенсию ветеран труда отработала еще 25 лет. Сегодня занимается рукоделием: мастерит поделки из бересты, вяжет пледы и коврики, которые дарит землякам.

Женщина живет на первом этаже. И когда выходит на кухню, видит в окно соседнюю девятиэтажку – дом, который она с бригадой строила от самого основания и до крыши. «Дай Бог вам счастья, люди, живущие в этом доме», – всякий раз думает она.