Мебельная реанимация
Реставратор из Карлука вдыхает новую жизнь в старые вещи
Житель Иркутского района, реставратор Виктор Жмуров – мастер по работе с деревом, берестой, занимается пирографией. Как «оживить» неликвидные вещи, и какие находки случаются в ходе реставрации? Об этом художник рассказал «Областной».
Монета из буфета
– Старая вещь связывает прошлое и будущее. Чувствую связь поколений, ведь история буквально находится в моих руках, – говорит реставратор.
Виктор Васильевич родился в 1968 году в деревне Юксеева Киренского района. В семье воспитывали девятерых детей. Парень рос любознательным – увлеченно проектировал и строил модели в авиамодельном и судомодельном кружках. Любовь к рисованию и работе с деревом родилась во время учебы в Киренской детской художественной школе. Юноша часто помогал отцу, который трудился на деревообрабатывающем комбинате. После армии не оставил работу с деревом, спустя годы появилась своя мастерская.
Художник перепробовал различные виды декоративно-прикладного творчества, но остановился на бересте и дереве. Мастер делал лестницы, а десять лет назад взялся за реставрацию старинных предметов быта и мебели.
– Мне привезли четыре стула, буквально «гамбсовских». Затем в руки попало старинное зеркало, семейная реликвия, – вспоминает мастер. – Одной из интересных вещей, с которыми я работал, стал буфет XIX века, весь резной, из дуба. Где-то полгода я его восстанавливал. Разобрал аккуратно, вытянул каркас, где-то заменил шпон, потерянную резьбу восстановил. При работе под планкой обнаружил прикрепленную монету с дырочкой посередине, с датой «1893 год», которую потом вернул хозяину буфета. Так делали старые мастера, они при помощи монеты как бы маркировали свое изделие.
Опыт превращения
– С чего начинается процесс редизайна?
– Осматриваю вещь, самое главное, чтобы древесина была не гнилая. Оцениваю, какие элементы нужно менять полностью, какие трещины и сколы восстановить. Если дерево совсем устарело, идет полная его замена – к новому цоколю подводишь старые детали.
– Какой период в процессе реставрации вам больше нравится?
– Покраска, лакировка, после которых вещь предстает в своем подлинном облике, живет и дышит. Когда шлифуешь, запах дерева словно напоминает, какой была вещь, когда ее изначально задумал мастер. Вообще запах может многое рассказать о бывшем хозяине. Старинные шуфлядки – выдвижные ящики в мебели, могут пахнуть лекарствами, парфюмерией. Или запах жареного лука, рыбы остается от старинных вещей. Становится понятно, кем были хозяева, как жили, как относились к мебели.
Живопись огня
Художник занимается пирографией – это процесс создания изображений на любой поверхности при помощи раскаленной иглы. Пирографию как направление в искусстве еще называют «живописью огня». Техника применяется в декоративно-прикладном искусстве и художественной графике.
Среди увлечений мастера – художественная обработка бересты. Первой работой был небольшой туес. Виктор Васильевич в берестяном деле не любит штамповку, когда изделие делает машина. Это мертвая береста, нет души в таком изделии, считает художник.
Мастер не просто владеет ремеслом, он настоящий исследователь. Досконально изучает старинные технологии обработки дерева, кропотливо детализирует каждый элемент. Его задача – не только добиться схожести, но и чтоб его работы стали настоящими произведениями искусства, достойными восхищения. Признанный эксперт охотно делится знаниями и секретами мастерства.
– В 2023–2024 годах Виктор Васильевич активно участвовал в проекте, реализованном в селе Бурхун Тулунского района. Он выступал в роли консультанта, помогая участникам проекта освоить тонкости, в частности, реставрации оклада зеркала XVIII века и других ценных музейных экспонатов. Его знания и навыки сыграли важную роль в сохранении нашего культурного наследия, – рассказала методист Центра ремесел Тулунского района, художник Елена Лисицкая.
Изделия Виктора Васильевича – настоящее украшение областных и районных фестивалей и выставок. Среди шедевров – машинки, макеты изб, панно. В коллекции Жмурова есть вещи удивительные, например патефон, все части которого, помимо механизма, выполнены из дерева. Или резные часы около двух метров в высоту, полностью отреставрированные. Сейчас он делает деревенскую старинную избу с резными наличниками.