Хождение по Братскому морю
Особенности оказания медицинской помощи в отдаленных северных поселках
Группа врачей Братской районной больницы в составе «плавучей поликлиники» благополучно завершила работу по диспансеризации жителей труднодоступных поселков Харанжино, Озерный и Наратай. В эту навигацию медработникам удалось совершить единственный рейс.
В состав выездной бригады вошли терапевт, врач УЗИ Людмила Петровна Чернышева, онколог Елена Лазаревна Пачина, невролог Елена Михайловна Омелюк, офтальмолог, педиатр Марина Егоровна Парилова, гинеколог Ксения Игоревна Гостева. Командировка стартовала в прошлый понедельник, 11 августа. Однако непосредственно прием пациентов начался во вторник. Первый день команда потратила исключительно на то, чтобы добраться до Харанжино – одного из самых отдаленных поселков Братского района.
Баржа здоровья: как это было
История плавучей поликлиники Братской районной больницы не менее богата, чем, например, летопись крупных лесопромышленных предприятий севера Иркутской области.
С начала затопления ложа Братской ГЭС в тайге один за другим появились леспромхозы, поставляющие древесину. Работать в Сибирь ехали люди со всего Советского Союза, население таежных поселков росло как на дрожжах. Вскоре энтузиазм, комсомольский задор сменили нелегкие трудовые будни. Стало понятно, что период, когда «Сегодня не личное – главное, а сводки рабочего дня» долго продолжаться не может, лесорубам требовалось жилье, клуб, больница. А как все это построить в таежной глуши одновременно? Тогда и была придумана оригинальная форма медицинского обслуживания – плавучая поликлиника.
Идейным вдохновителем и главным организатором проекта братчане считают Валентина Петровича Елисеева, 14 лет возглавлявшего здравоохранение района. Вряд ли задумку реализовали без одобрения со стороны парткома и профсоюзов. Уверен, проект воплотили без конкурсов, тендеров и долгих согласований, руководствуясь главным аргументом – людям нужна медицинская помощь.
В июне 1968 года впервые в истории Иркутской области плавучая поликлиника отправилась на буксире по отдаленным селам. Во время общения с жителями поселка Харанжино местные женщины вспомнили один из первых медицинских десантов к лесорубам. Говорили, что люди шли к врачам прямиком с лесных делян, в спецовке, за много километров. Сам корабль между собой они называли баржей здоровья. Жизнеутверждающее название, к сожалению, не прижилось. Со временем затерялись следы той баржи, ничего не осталось от самой поликлиники, жаль, конечно, это мог быть хороший музей советской эпохи.
Особые условия оказания помощи
За 57 лет в таежной глуши много чего изменилось, например, закрылись леспромхозы, опустели, а затем исчезли причалы, но остались поселки, жители которых по-прежнему нуждаются в квалифицированной медицинской помощи.
– У нас особые условия оказания медицинской помощи. В отличие от городских учреждений, не только пациенты идут к нам, но и мы идем к пациентам. Поэтому плавучая поликлиника как форма медицинского обслуживания населения остается востребованной и по сей день, – говорит главный врач Братской ЦРБ Марина Середкина. – Врачей с нетерпением ждут в первую очередь пожилые жители поселков, особенно маломобильные пациенты, которым сложно выехать в лечебные учреждения и посетить узких специалистов, на особом контроле наших врачей детское население.
Всего у нас восемь труднодоступных поселков – Харанжино, Озерный, Наратай, Шумилово, Карахун, Прибойный и другие. Они находятся на значительном удалении друг от друга, поэтому каждое лето совершали по два выезда. В этом году корабль Братского района находится на капитальном ремонте, но по договоренности компания РУСАЛ нам предоставила свое судно, и мы вынуждены ограничиться одним выездом в самые отдаленные точки. В остальные поселки будем добираться на автомобилях, постараемся сделать это до осенней распутицы. В каждом поселке стараемся побывать два раза в год: летом пройти по воде или добраться на автомобилях, а зимой по льду.
Прием в передвижной лаборатории
Из Братска до бывших леспромхозовских поселков можно добраться по грунтовой дороге, переправившись через водохранилище на пароме. Однако после дождей доехать даже на уазике удается далеко не всегда. Так, за неделю до водной экспедиции бригада врачей пыталась проехать по земле до Харанжино, но вынуждена была вернуться. Преодолеть бездорожье удалось лишь мобильному рентген-кабинету на базе полноприводного КамАЗа. Коллектив, прибывший водным путем, и экипаж рентген-кабинета встретились как раз в Харанжино.
– Стоим, где плюсик нарисованный! Плечики вперед. Делаем вдох и не дышать! Дышим. Можете одеваться.
Прием в передвижной лаборатории ведет рентген-лаборант Константин Шиповалов.
– За три года работы объехал уже все поселки, – говорит Константин. – В крупных поселках, бывает, два дня стоим, и люди на второй день приходят. А в основном всех за один день удается обследовать.
– В этом году где уже побывали?
– В Кобляково, Дубынино, Сахарово, Бурнинской Вихоре, потом были в Озерном, Наратае, Карахуне.
– Где самая тяжелая дорога?
– Дорога везде очень непростая, но самая сложная, пожалуй, в Прибойном, – скалистая местность и глина. В Харанжино сегодня ехали со скоростью 20 километров в час. Главное, что добрались, посмотрите, сколько народу уже пришло, а мы только развернулись.
Самолет летал чаще, чем сегодня ходит маршрутка
История поселка Харанжино неразрывно связано с появлением в 1961 году Атубского леспромхоза – одного из крупных поставщиков древесины для Братского ЛПХ. Вплоть до 90-х годов жизнь в поселке даже не кипела, а бурлила. Местные жители из числа старожилов говорят: «Мы и не подозревали, что жили, как при коммунизме». Выбраться из таежного участка в любое время года не составляло никакого труда. Сейчас маршрутка ходит два раза в неделю, на нее еще надо умудриться попасть, предварительно записавшись, а тогда несколько раз на дню летал самолет Ан-2. Имея в кармане десять рублей, можно было по-быстрому слетать в Братск (билет в одну сторону стоил 3 рубля, а полет занимал 20 минут) и купить родным чего-нибудь вкусненького. Сегодня взрослое население, за исключением социального блока, работает на вахте. Летом в поселке остаются преимущественно пенсионеры, к которым на каникулы приезжают внуки.
Прием жителей медицинские специалисты вели на базе участковой больницы, которой заведует Ольга Викторовна Загребина:
– Меня приняли в Харанжинскую участковую больницу молоденьким специалистом 7 июня 1988 года. Потом по семейным обстоятельствам уехали, 20 лет я отработала в ФАПе в поселке Боровском. А уже на пенсии родители позвали сюда, и я вернулась в Харанжино. Когда в полную силу работал леспромхоз, в поселке проживало более 2 тыс. человек
Больницей заведовал врач Владимир Иосифович Мандзяк, работали фельдшеры. Сегодня осталось три специалиста. Фельдшер взрослого приема и фельдшер дневного стационара Светлана Григорьевна Воронцова. Медсестра дневного стационара Валентина Васильевна Устинова. Я – и.о. заведующей участковой больницей, медсестра процедурного кабинета.
Поселок становится все меньше и меньше, сейчас здесь проживает 470 человек, из них 70 детей. Хотя нынче у нас большая радость – трое детишек появились на свет.
В распоряжении больницы имеется машина скорой помощи, но два месяца назад уволился шофер, а другого найти пока не могут. Наступил сезон ягод, грибов, а водителю необходимо все время находиться на связи, да и зарплата в 35 тыс. рублей людей особо не привлекает.
– Между тремя медработниками распределено дежурство, мы оказываем помощь круглосуточно, в неотложном режиме. За много лет выучили население поселка не только по именам и фамилиям, но и помним диагнозы.
«Плавучую поликлинику» люди ждут с нетерпением, для них это долгожданное событие. Прекрасная возможность за один день пройти комплексное обследование, получить рекомендации или даже направление на госпитализацию. Мы заблаговременно через группы в соцсетях оповещаем население, все уже знают, что с 9 до 15 часов их примут. Хотя по факту врачи работают до тех пор, пока не обследуют всех.
Кабинеты оборудованы, но некому работать
Следующий адрес – поселок Озерный, на первый взгляд, выглядит более благополучно, чем Харанжино, но проблемы по медицинской части во многом схожи. Обязанности заведующей участковой больницей исполняет Лариса Вечирко, которая работает здесь с 1988 года и знает, наверное, наизусть историю болезни каждого односельчанина.
– К нашей участковой больнице относятся ФАП поселка Наратай и ФАП поселка Карахун, – говорит Лариса Ласловна. – Расстояние до Карахуна 120 км, до Наратая – 47. Основная проблема – кадры. Нам нужен терапевт, хотя бы один на три поселка, в которых проживает в общей сложности более тысячи человек. У нас очень хороший стоматологический кабинет, но нет стоматолога. Нет физиомедсестры, хотя есть полностью оборудованный физиокабинет. Терапевт и стоматолог работали у нас по программе «Земский доктор», но контракт закончился, и они уехали.
Проблему с водителем в Озерном удалось отчасти решить, на работу приняли пенсионера, в распоряжении которого теперь два автомобиля.
В условиях кадрового дефицита прибытие плавучей поликлиники для жителей Озерного весьма кстати.
– Мы совсем недавно приехали сюда из Качуга, – рассказывает Надежда, мама троих детей. – Мои старшие идут в школу, а младшая в детский сад. Я все переживала, как мы на новом месте будем проходить медосмотр, но удачно попали на приезд врачей, и все получилось просто замечательно.
На «десерт» врачам достался небольшой Наратай. Здесь проблемы точно такие же, но в меньшем масштабе.
– Бывает, коллеги по-доброму завидуют, что мы выезжаем работать на свежий воздух. Но в такой командировке дневная нагрузка значительно выше, чем в поликлинике, – поделилась своими мыслями на обратном пути невролог Елена Омелюк. – Если в стационаре дневная норма, например, невролога составляет 21–23 человека, то на выезде принимаем порядка 45–50 человек плюс выезжаем на дом к тяжело больным. Командировки непростые, но мы все равно едем, потому что нас везде ждут с нетерпением.
Единственная поездка текущей навигации осталась позади, в Карахун, Прибойный, Шумилово врачи попытаются проехать на внедорожниках до осенней распутицы, или уже по ледовой переправе.
Только цифры
По итогам выезда гинеколог обследовала 81 пациента, офтальмолог − 107, педиатр − 13, невролог − 82, онколог/хирург − 79, терапевт, УЗИ − 41 пациента.
В ходе обследований специалисты выявили 3 случая онкологии, 42 неврологических заболевания, 17 заболеваний сердечно-сосудистой системы, 3 случая желчнокаменной болезни, кроме того, у 19 пациенток выявили гинекологические патологии. 13 пациентов направили на стационарное лечение.
В качестве средства передвижения медики выбрали корабль, на котором по водохранилищу можно в любую погоду гарантированно добраться до труднодоступных сел и поселков. В таежной глуши нет гостиниц, поэтому на время командировки «Иртыш» стал для выездной бригады еще и вторым домом. Подобный формат работы Братской районной больницей практикуется с 1968 года и, по словам самих врачей, полностью себя оправдал.
Кстати:
На плавучей барже были рабочие места для терапевта, хирурга, полноценно принимали пациентов стоматолог, гинеколог, функционировал флюорографический кабинет. Кроме того, на борту работала аптека с большим ассортиментом лекарственных препаратов.