Большое путешествие
За 40 дней группа экстремалов на тримаранах прошла 2750 км по Нижней Тунгуске
Экспедиция, возглавляемая известным путешественником, краеведом, кладоискателем, членом Русского географического общества Рудольфом Кавчиком, стартовала 31 мая в селе Подволошино Киренского района, а финишировала 9 июля в Туруханске Красноярского края. О походах, которые предшествовали экспедиции по Нижней Тунгуске, и по какому маршруту путешественники намерены отправиться в ближайшее время, Рудольф и Ольга Кавчик рассказали в интервью газете «Областная».
Альтернатива лодке
– Рудольф, как давно родилась идея пройти по Нижней Тунгуске?
– Не только желание, но и возможность полноценных экспедиций по крупным российским рекам появилась вместе с тримаранами, первый из которых я построил порядка 15 лет назад. До этого использовали обычные резиновые лодки, но ходить на них не очень удобно и не совсем комфортно. Чтобы пойти, например, вчетвером, нужен 50-сильный двигатель, который топливо просто жрет и весит больше 100 килограммов – один не унесешь. Да и сама лодка не меньше весит. Но загрузив провизию, оборудование, питание на четверых, в лодке практически не остается места для самих путешественников. Поэтому возникла необходимость построить тримаран. Он способен взять груз до полутора тонн, на палубе можно поставить палатку при необходимости. При этом я в одиночку могу собрать-разобрать тримаран, перенести. Для этой экспедиции специально приобрел более экономичные и экологичные четырехтактные двигатели.
До этого мы побывали на Витиме, Цыпе, а в прошлом году совершили уникальное путешествие, пройдя от Хубсугула по рекам Эгийн-гол и Селенге до Байкала.
Вниз по неизвестной реке
– Можно ли рассматривать спуск по рекам от Хубсугула до Байкала как генеральную репетицию перед тунгусской экспедицией?
– Это совершенно разные маршруты в первую очередь по сложности. Маршрут от Хубсугула до Байкала сплошная неизвестность, до нас никто не ходил, никакой информации в интернете и других источниках нет. Группа ребят пыталась пройти, но через 15 километров бросила, потому что мелко, и они не смогли протащить байдарку. Учитывая это, мы подобрали байдарку с плоским дном, шли без мотора в полной неизвестности, вместо 20 запланированных дней шли 40. Нижняя Тунгуска совершенно другая, это неспешная река, скорость течения 3−4 км в час, тут уже нужны не байдарки, а большие тримараны с мощными моторами. На один тримаран загрузили 1200 кг, на другой – 1500 кг.
Сверяясь с дневниками Мессершмидта
– С Хубсугула до Байкала вы шли в два раза дольше запланированного. Удалось ли выдержать график прохождения по Тунгуске?
– Мы рассчитывали пройти 2750 км 30 дней, но немного выбились, и все равно получилось 40. Особо не торопились, в среднем проходили 70 км в день, у нас была все-таки историко-географическая экспедиция совместно с Русским географическим обществом (РГО).
– На какие научные источники опирались во время экспедиции?
– Мы шли по дневникам немецкого исследователя, руководителя первой научной экспедиции по Сибири Даниэля Готлиба Мессершидта, прошедшего по Нижней Тунгуске в 1723 году, то есть 302 года назад. Нам было интересно посмотреть на географические объекты, которые он описывал. Мы весь день искали и нашли Усоль-камень, где в старину добывали соль. Вот что написано в дневниках Мессершмидта об этом месте: «В 3 с четвертью часа… мы достигли Усолье-камня, или Усолки, источника или ручья на иркутском берегу, расположенного в менее четверти версты в стороне. Так как это должен был быть лучший соляной источник из тех, которые здесь время от времени встречаются, я пошел к нему. Источник у подножия горы бил ключом, далее протекал по долине и вытекал в очень узкий ручей. По рассказу одного из моих проводников Василия Смирнова, мангазейцы здесь много лет выпаривали соль большими котлами, но через некоторое время по приказу царского дворца это запретили и поручили возить всю соль из Енисейска».
Усоль-камень, где в старину добывали соль
– Насколько подробно в дневнике Мессершмидта описана Нижняя Тунгуска?
– Уникальный документ немцы перевели в 60-е годы, но не полностью, упустив всякие интересные подробности.
Собранные в нашей экспедиции материалы помогут в издании полного дневника Мессершмидта. Его планирует перевести на русский язык член РГО Юрий Иванович Чивтаев совместно с Санкт-Петербургским филиалом архива РАН. Маршрут распишем буквально по дням со всеми координатами, и тем, кто пойдет следом, будет гораздо проще и легче.
«Как будто на другой планете»
– Сколько человек всего было в команде?
– Первую часть маршрута от Подволошино до Ербогачена мы прошли на двух тримаранах за 12 дней. Огромное спасибо всей команде, без их финансовой помощи было бы сложно организовывать экспедицию. От Ербогачена до Туруханска мы отправились втроем – я, жена Ольга и сын Марк, которому в походе исполнилось 13 лет.
– Экспедиция стартовала 31 мая, исходя из чего выбрали дату, или так просто сложилось?
– Основной аргумент – активность комаров и гнуса. В Сибири май и сентябрь – золотое время для походов, потому что уже тепло, но нет кровососущих паразитов.
– По реке шли только днем?
– Да, мы шли только днем. Один раз, когда опаздывали, прилично выбиваясь из графика, шли ночью. На Севере в это время белые ночи, абсолютно светло, поэтому шли без проблем. Нас настолько поразили эти белые ночи, что я снова хочу туда. То есть ты идешь как будто на другой планете, где всегда светло. Не надо вечером судорожно искать место, где можно разбить лагерь, успеть приготовить ужин, пока не стемнело. Идеальное место для путешествий. Всем рекомендую посмотреть белые ночи не в Питере, а на нашем севере.
– Во сколько у вас начинался рабочий день?
– Мы путешествовали с пользой для себя, для здоровья, с пользой для людей. Прекрасно знали, что солнце не садится, и можем идти, пока не надоест или пока не увидим хорошее, интересное место.
Увидели интересную косу или песчаный пляж, где можно купаться до бесконечности, останавливаемся хоть в 6 часов вечера. Не увидим, будем идти до 10 вечера. Мест на самом деле не так много было, потому что вода большая, островов мало, а уже ближе к Туруханску пришлось ночевать на тримаране. Берег оказался крутым, с огромными валунами, палатку не поставишь, в общем, полный неудобняк. Поступили просто: вещи на берег спихнули, на тримаране поставили палатку и спокойно переночевали.
У каждого своя работа
– У членов команды были расписаны роли, или каждый занимался всем помаленьку?
– Каждый шел с каким-то своим интересом, – говорит Ольга Кавчик. – Например, на первом отрезке пути Андрей с Антоном добывали рыбу, благодаря им у нас на этапе до Ербогачена была постоянно рыба во всех видах. Антон с Димой интересовались исследованием исчезнувших деревень. Находили предметы быта, монеты. Я занималась по большей части приготовлением пищи. Рудольф – это маршрут и основной дневник.
Медведей видели чаще, чем людей
– После Ербогачена как часто встречались с людьми?
– Медведей видели гораздо чаще. Реку перед нами переплывали, мы снимали, стараясь находиться на безопасном расстоянии. Незадолго мужики рассказали такую историю.
Плывут на баркасе, борта низенькие, может, метр от воды. Смотрят, медведь. Они подплыли вплотную, а он возьми и запрыгни на баркас. Мужики сиганули в воду, а капитан заперся в рубке и кричит медведю: «Я тебя не трогал!» Мишка покрутился и снова прыгнул в воду. А у нас баллоны резиновые – одним взмахом вспорет, поэтому мы не хотели повторять чужих ошибок. В целом, старались избегать встреч с хищниками, потому что разрешение на ружье получить не удалось, взяли только светошумовые гранаты и фальшфейеры.
В районе поселка Тутончаны Красноярского края медведь приходил ночью к нашей палатке. Среди ночи слышу такой звук, будто кто-то гальку разгребает, выхожу из палатки с гранатой, он ходит, травку щиплет, пришлось отпугнуть.
– Перед экспедицией вы поставили в Подволошино верстовой столб – это традиция такая? И еще, его изготовили на месте или привезли из Иркутска?
– К сожалению, очень многие не знают свою историю – откуда что пошло. Поэтому и мы решили в каждом путешествии устанавливать какой-то памятный знак. В данном случае лиственничный столб обработали и раскрасили в Иркутске, заказали информационные таблички. До Киренска его увезли на автомобиле, а установили его в том месте, где начинался волок с Тунгуски на Лену.
В этих местах, предположительно в 1620–1630 годах, прошли казаки во главе с Пантелеем Пяндой.
Северное гостеприимство
– Судя по фотографиям, на севере много заброшенных поселков, встречали такие?
– Да, конечно. Думаю, лет через 10–15 останутся Ербогачен, Тура, Туруханск, вокруг которых будут стоять вахтовые поселки. Мы прошли мимо брошенных поселков Гаженка, Бабкино, Эллун, Ногинск. Дома стоят еще довольно крепкие, в некоторых после ремонта можно жить, но все уже настолько заросло молодняком, что не подойти.
Из поселков, которые приятно поразили, стоит сказать о Тутончанах. В советское время поселок славился своим благоустройством, да и сейчас – заборчик к заборчику, все покрашено, на окнах кашпо – красота!
Больше этой красоты приятно удивили люди.
– Выходим в поселке Учами, Эвенкийский округ Красноярского края, – рассказывает Ольга. – Парни стоят на уазике. «Вы в поселок?» «Да». «Мы вас подвезем, у нас тут медведи ходят – опасно». Нашли магазин, продавщицу, она нам продала хлеб, а потом говорит: «Сейчас хлеба своего дам, я много напекла. Сын обратно отвезет, медведи у нас».
В Тутончанах, пока Рудольф занимался бензином, Ольга, местная жительница, напоила нас чаем, огурцов дала, хлеба, и мы уехали. Километров 10 отошли, а эта женщина с мужем на лодке нас догоняют: «Мы еще хлеба напекли, рыбы поймали, почистили, возьмите с собой». Незнакомые люди нас догнали, чтобы с собой дать провизии!
В Туре нас пустили пожить в квартиру, потому что гостиница занята. Предложили сами: «У нас сейчас все занято, фестиваль идет, поживите в квартире, она свободная». Мы просто в шоке от такого радушия и гостеприимства.
Я родом из глубокого СССР, помню, какие люди были добрые, в домах двери не закрывались. И вот как будто бы ненадолго снова вернулся туда. Мы серьезно задумались, не купить ли там домик. Пусть нет интернета, ходят медведи, но зато обстановка дружелюбия все компенсирует.
– Не могу не спросить о ваших планах, лимит путешествий на это лето исчерпан?
– Нет, 15 августа стартуем из Бодайбо, идем до поселка Мама и вверх по течению, сколько сможем пройти за две недели. Пытаемся договориться со старателями, чтобы пустили, показали, как моют золото. Есть и другие интересные планы.