Как он это делал?
В Иркутске создают музей Леонида Гайдая
Дом под номером 9 на улице Урицкого в Иркутске пока мало кому знаком. Но именно здесь сегодня ведется работа по созданию первого и единственного в России музея Леонида Гайдая. Его фильмы давно вошли в золотой фонд отечественного кино, на них выросло не одно поколение. Концепцию культурного объекта обсудили на стратегической сессии, ее участником стала внучка режиссера Ольга Худякова.
Путь в большое кино
Иркутск сыграл важную роль в творческой судьбе Леонида Гайдая. Его детство прошло в предместье города – железнодорожном поселке Глазково. Будущий режиссер учился в школе № 42. В детстве он очень любил кино, особенно фильмы Чаплина. Школьный аттестат получил за несколько дней до нападения фашисткой Германии. На фронт Леонид Иович хотел сразу уйти добровольцем, но в военкомате сказали немного подождать. Отсрочка продлится недолго, в 1942 году Гайдая направят в Монголию. В ожидании армейской службы он устроился рабочим сцены в Иркутский драмтеатр, где сначала на гастроли приехал Московский театр сатиры, а потом вся труппа столичных актеров осталась в сибирском городе в эвакуации.
На иркутскую сцену драмтеатра, вернувшись с фронта, выходит уже актер Леонид Гайдай. А через два года он уезжает в Москву, поступив на режиссерский факультет ВГИКа. Столица с первого раза ему не покорилась. Его дебютный фильм подвергли жесткой цензуре. Родительский дом стал для Гайдая местом силы. Именно здесь, на чердаке, родился гений советской комедии. На основе юмористических рассказов Леонид Иович написал сценарий короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс». Так появилась знаменитая троица Трус, Балбес, Бывалый, и начался путь Гайдая в большое кино.
Монтажная за шторкой
Именно в родном для режиссера городе возникла идея создать музей, который сохранит его творческое наследие для будущих поколений. Такую цель перед собой поставила общественная организация «Гайдай Центр», куда вошли кинематографисты, дизайнеры, музыканты, представители самых разных креативных профессий.
С 2012 года команда творческих людей под руководством кинорежиссера и продюсера Юрия Яшникова реализовала ряд проектов, в том числе появился виртуальный музей Гайдая, в год 100-летия Леонида Иовича была организована выставка «Режиссер Гайдай. Как он это делал?». Проект оказался настолько впечатляющим, что городские власти выделили в центре Иркутска помещение площадью 800 кв. м.
Здание под будущий музей находится на улице Урицкого, 9. Это объект культурного наследия, требующий капитального ремонта. И первый шаг уже сделан. «Гайдай Центр» победил в грантовом конкурсе фонда Владимира Потанина «Индустриальный эксперимент». Это позволило получить 5 млн рублей на обследование здания, составление проектно-сметной документации будущего капитального ремонта.
– Основу музея составит наша выставка «Режиссер Гайдай. Как он это делал?», включающая этапы кинопроизводства. Но мы рассчитываем, что у нас здесь все будет на порядок круче. Есть идея, например, устроить настоящую монтажную студию за шторкой, куда во время экскурсии можно будет заглянуть и увидеть своими глазами, как делается кино. Для этого мы попросили инженеров при обследовании помещения поискать какие-нибудь лазейки. Они обнаружили 18 заложенных оконных и дверных проемов, – поделился планами Юрий Яшников.
«Если любишь комедию, ты наш сообщник»
Режиссер Оксана Цепилова придумала комнату под условным названием «18+». Само собой, несовершеннолетним туда вход воспрещен.
– Вряд ли кто-то предъявлял советскому зрителю столько эротики, как Гайдай, но он делал это со вкусом. Мы бы хотели подчеркнуть и эту сторону его профессиональной карьеры – вот эти все «Не виновата я», «Брюки превращаются» и так далее, – пояснил Юрий Яшников.
Несмотря на то, что сам музей находится еще на старте, но ему уже передают вещи, связанные с режиссером. Так, Киностудия имени М. Горького подарила костюмы из фильма «Ляна», где Гайдай был актером и режиссером-практикантом. Композитор Александр Зацепин, который написал музыку к комедиям Гайдая, не только поделился воспоминаниями о работе с режиссером, но и оставил свой автограф. Сын актера иркутского драмтеатра Виктора Егунова, с которым Гайдай жил в одном общежитии, принес страницы из журнала «Советский экран» с автографом Леонида Иовича: «Дорогой Олег! Обязательно посмотри наш новый фильм. Если любишь комедию, ты наш сообщник. Будь здоров! 30 апреля 1969 г., Иркутск».
Взгляд музейных проектировщиков
За помощью в создании концепции будущего музея команда «Гайдай Центра» обратилась к профессиональным музейным проектировщикам. Для проведения стратегической сессии в Иркутск приехала декан факультета управления социокультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук Ольга Карпова. Именно она разработала концепцию культурно-туристического кластера «Распутин-центр» в селе Покровское Тюменской области, рамочную концепцию «Фабрика-кухня» в Самаре – филиале Третьяковской галереи. Вместе с ней модератором стратегической сессии выступила руководитель бакалаврской программы «Менеджмент креативных проектов» Московской высшей школы социальных и экономических наук» Марина Невердовская.
– У меня были опасения, что желание создать этот музей спровоцировано поверхностным взглядом. Но когда я узнала, как долго команда «Гайдай Центра» работает над проектом, то поняла, что должна включиться в него, – призналась Ольга Карпова. – У Гайдая получилось стать голосом целой советской эпохи. Его язык отражает наш культурный код, наш способ мыслить и взаимодействовать друг с другом, наше чувство юмора. Поэтому и тот язык, который будет использовать музей в Иркутске, станет понятным и актуальным для любого поколения.
Квартал креативных индустрий
Каким будет новый музей? Какое место он займет в культурной экосистеме Иркутска? Ответы на эти и другие вопросы искали участники стратегической сессии, которая прошла в «Гайдай Центре».
Прозвучало много смелых идей. В частности, культурное пространство может стать центром сибирской кинематографии, местом, «где варится самый крутой и вкусный интеллектуальный бульон». А еще это магнит для туристов, который будет не менее популярным, чем Байкал. Ведь фильмы Гайдая смотрят целые поколения: и взрослые, и дети. Также участники сессии предложили назвать иркутский аэропорт именем легендарного режиссера.
Группа экспертов, которая рассматривала будущий музей в контексте городской среды, считает, что с открытием «Гайдай Центра» улица Урицкого обретет новый смысл и импульс развития. Это даже может быть началом создания квартала креативных индустрий в Иркутске.
– Улица Урицкого, которую раньше называли торговой, утратила свое прежнее предназначение. Но здесь большой потенциал. И ее будущее может быть связано с развитием креативных индустрий. Масштаб этой задачи сопоставим с реализацией проекта 130-го квартала. И заниматься этим проектом надо всем миром, с участием власти, бизнеса, активных и неравнодушных жителей. Тогда в Иркутске может появиться уникальное городское пространство, – подчеркнул Юрий Яшников.
Что говорит внучка Гайдая?
Проект будущего музея активно поддерживает внучка Леонида Гайдая Ольга Худякова, которая невероятно на него похожа. Кстати, по ее словам, дедушка видел в ней будущую актрису. Для нее он нашел эпизодическую роль в фильме «Частный детектив, или Операция «Кооперация». Ольга должна была сняться и в картине «На Дерибасовской хорошая погода», но заболела и не приняла участия в съемках. Карьере актрисы она предпочла банковскую сферу.
Свое предназначение Ольга Худякова видит в сохранении памяти о дедушке и его творчестве. По приглашению «Гайдай Центра» она приехала в Иркутск, чтобы принять участие в обсуждении концепции будущего музея.
– В последнем фильме Леонида Иовича «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» был такой титр: «Историко-революционный фильм для детей младшего, старшего, зрелого и пожилого возраста». На мой взгляд, музей Гайдая в Иркутске должен быть в какой-то мере историческим – это важно. И здесь мы привязываемся к городу как к месту, где зарождался талант Гайдая. Безусловно, революционным – в самом хорошем смысле этого слова. Чтобы имел место реальный творческий процесс и было что-то, что отличает этот музей от других, – отметила Ольга Худякова.
Она уже думает над тем, какие личные вещи своего дедушки могла бы передать музею. Например, письменный стол, за которым он писал сценарии. Мыслей по этому поводу у нее много, тем более, что в квартире, где жил Гайдай, сохранилось все так, как было при нем.