Написано пером
Художник из поселка Нижний Кочергат выращивает декоративных кур
Поймать в своих полотнах вечерний свет на ветках ивы и спокойную речную гладь стремится Игорь Шишелов. Главный вдохновитель художника – природа Южного Прибайкалья, а модели – декоративные куры.
Творческий экзамен продолжается
По пути на Байкал встречается немало населенных пунктов, стоящих чуть в стороне от Голоустненского тракта. Как правило, к ним ведет гравийка, раскисающая после непогоды, а в жару поднимающая клубы пыли. Такова дорога и к Нижнему Кочергату – поселку у реки Голоустная, что даже в жару остается студеной. Именно здесь живет и пишет полотна, на которых запечатлена природа Южного Прибайкалья, Игорь Шишелов. Впервые с поселком художник познакомился в конце 1980-х.
– Так как я профессиональный художник, все это началось с романтического увлечения образом Прибайкалья – первые этюды созданы в 1988-м, когда зять купил здесь участок. С детства я мечтал быть художником, но окончил архитектурный и первое время после университета работал преподавателем в политехе. Однако все время спрашивал себя: «Надо ли мне это?» В 1989-м уволился и стал жить на творческие гонорары. В начале 1990-х, сложное время, мы торговали у «Интуриста», – рассказывает Игорь Сергеевич.
Уже тогда, по его словам, полотна с байкальской природой пользовались спросом у туристов из-за рубежа. Больше всего покупателей, конечно же, из азиатских стран: Китая, Японии, Таиланда. Но были ценители пейзажей и из Европы. В 1993 году полотна Игоря Шишелова выставлялись в Великобритании.
– Творческий экзамен продолжается всегда, – уверен живописец. – Сегодняшнее положение дает проверку на прочность, на меру твоего таланта. И вот начинаешь думать, а может, огород – это не так плохо, какая-то компенсация, поддержка детям, внукам. Поэтому ближе к пенсии появилась идея завести курятник.
Несушки на лужайке
На участке Игоря Сергеевича – разнотравье: вот-вот распустятся флоксы, качаются на ветру жарки. На паре грядок уже взошли тыквы. Лужайка у дома – главный фон для моделей, декоративных кур породы брама куропатчатая. Первые несушки появились здесь три года назад.
– Предложил товарищу, занимавшемуся инкубаторием, привезти декоративную птицу, но это оказалось не так просто – многие заводчики к тому моменту с брамой завязали, – продолжает наш собеседник. – Это от того, что мода на окрасы постоянно меняется, спрос на породистую птицу и прочее нишевое животноводство достаточно низкий. Но удалось купить в Москве некоторое количество яиц и привезти сюда.
Для птиц художник сам построил курятник на 32 квадрата, а помогли ему в этом советы других заводчиков из интернета:
– Купил 10 кубов пиловочника, циркулярку, фрезы, электрорубанок – столярничать мне еще в детстве нравилось и архитектурное образование пригодилось. Желания переходить в фермеры у меня не было никогда, потому что минимум пришлось бы держать кур 150. Я тогда был бы с утра до ночи привязан к кормежке и уборке. Сейчас у меня 13 взрослых кур, два петуха. Недавно вылупилось три цыпленка.
В гнезде мама-квочка греет своим телом яйца, попутно учит птенцов есть и пить. Малышей наш собеседник за окрас на спинках ласково зовет «бурундучками» и «короедами». В большинстве случаев они проклевываются сами – на клюве у цыплят расположен небольшой шип, но иногда не хватает сил, и тогда Игорь Сергеевич помогает им выбираться из скорлупы.
– Если слышно «пи-пи-пи», то, значит, надо вытаскивать. Наклев-то у них сделать сил хватает, а вот выбраться уже нет. Тогда осторожно ложечкой простукиваешь, – говорит художник, поднося к уху одно из яиц.
Там же, рядом с квочкой – подростки. Они уже растеряли часть цыплячьего пуха, кое-где видно пестрое оперение. На выгуле – куры да важно вышагивающие «петьки», и к ним лучше не приближаться, не то получишь шпорами или когтями. Игорю Сергеевичу порой тоже достается, да так, что на руках остаются синяки, а отгонять петухов друг от друга все-таки надо, порода бойцовская.
– Написано о брамах, что куры интеллигентные, спокойные, ходят по участку, радуют хозяев. Но о какой интеллигентности речь, когда их американские селекционеры привезли из Индии и звались они тогда брахмапутра? – смеется Игорь Сергеевич. – Ген бойцовский остался в них очень сильный. Это тоже нигде не указывается. А все говорят, что такие спокойные… И сами куры драчуньи, и «петьки»!
Красоты природы
Дом Игоря Сергеевича – одна большая студия: ждут своего часа беленые холсты и подрамники, выстроились в ряд готовые работы. На них – Прибайкальская природа. Например, поросший разнотравьем берег Голоустной – до него буквально пара шагов, зато какие виды! Здесь же писанные маслом у поленницы брамы.
– От таких работ веет чем-то домашним, понятным только русскому человеку, по чему тоскует городской житель, – отмечает Игорь Сергеевич. – Каждый день я пишу по четыре часа, не учитывая подготовительные работы: натянуть холст, замешать краски. Четыре часа – больше не надо. Это не я придумал, а Виктор Попков, последователь «сурового стиля». А если больше четырех часов, то на следующий день будешь исправлять, так как тебе не понравится то, что ты сделал ни по цвету, ни по модуляции, ни по экспрессии.
Разведение брамов куропатчатых для Игоря Шишелова – переключение деятельности и хорошая психоэмоциональная разгрузка, после которой, признается художник, сразу же хочется заняться станковой живописью или выехать на пленэр. «Героем» полотен становился даже Иркутск.
– Я очень люблю ультрамарины разные, написал работу «Половодье». Так ведь, чтобы она появилась, надо и за мольбертом постоять и, наоборот, держать его в ненастную погоду, когда ветер из рук все вырывает. Чтобы написать вибрацию вечернего света на кленах, нужно очень хорошо знать, как он лежит на веточках ивы у дома. Живопись при наличии должного трудолюбия порой дает всходы.
По сравнению с птицами производственных пород брамы несутся реже – раз в три дня, давая в год по 120–140 яиц. При этом порода мясная и морозостойкая благодаря густому оперению. Но, как отмечает Игорь Шишелов, куда важнее внешний вид «петек» и квочек.